Вам остается выдыхать -
Кто вас просил в меня пихать
Все то, что вам совсем не нужно?
Канцлер Ги "Романс Сантьяги"
Я не открою Америку, если скажу, что эта манга прекрасна. Более того, я не побоюсь сказать, что она является произведением искусства. Возможно, это слишком громкие слова, но мне кажется, что именно они являются наиболее точным определением для данного художественного текста. Текста, в котором всего достаточно. В котором не соблюдается закон равноценного обмена: смысл суммы элементов больше, чем сумма их смыслов. И для меня этот текст является в первую очередь антивоенным.
Тема войны у Аракавы даже не затронута, а выведена на первый план. При этом сделано это столь изящно, что при желании можно практически игнорировать данную тему, расценивая ее как побочную сюжетную линию. Я же считаю эту линию основной, а главных героев - персонажами, чьими глазами и автор, и читатели должны увидеть происходящее и происходившее в Аместрисе. Люди с поломанными войной судьбами, люди с поломанной войной психикой, не совсем люди, также вовлеченные в кровавое безумие - все это ужасает.
Еще немного о крови и ужасе. Тут крови много, но тем не менее не слишком. Ровно столько, сколько нужно, чтобы события были максимально реалистичны. И наиболее страшны. Еще страшнее это все выглядит благодаря отсылкам. Их много, как и в любом другом произведении, и они весьма красноречиво отсылают к истории ХХ века.
Что касается концепции мира: она чертовски логична, особенно для манги. В одной из серий Доктора Кто главный герой говорит примерно такую фразу: "Магия - другая сторона науки". Так вот, вся концепция "Алхимика" строится на том, что люди выбрали магию и возвели ее в ранг науки. То, что все строится на одном конкретном допущении, не дает системе мира стать расплывчатой, удерживает ее в рамках, не давая подстраиваться под персонажей.
А персонажи у Аракавы шикарны. Они все, вплоть до панды второстепенной героини, харизматичны, неоднозначны и мотивированы. А также разнообразны. Вот мститель за свой народ, а вот тот, кто этот народ уничтожал - маньяк, наслаждающийся властью над жизнями других. Только вот им обоим можно сочувствовать. Они оба действуют в соответствии со своими убеждениями. Они оба люди, в конце концов.
Хотя нелюди, то бишь гомункулы, не менее интересны. Собственно, они "изюминка" данной манги. Суть этой изюминки и вынесена в эпиграф к рецензии. Может ли воплощение одной из страстей стать полноценным человеком? Может ли существо, лишенное страстей, возвыситься над прочими? И если ответ на второй вопрос однозначен, первый вопрос остается открытым.
И эта еще одна основная тема - что есть сущность человека? Его душа, его воспоминания, его страсти, его разум, а может быть совокупность всего этого? Что произойдет при разладе этих аспектов? Аракава дает на это свои ответы, порой они однозначны, порой расплывчаты, но неизменно достаточно мудры.
Эта манга заставляла меня плакать и смеяться. Я с замиранием сердца следила за сюжетом, с умилением наблюдала за умело вписанными романтическими линиями. Этот текст сумел меня удивить: каждый раз, как я перечитываю его, я испытываю то же, что и в первый.
И я присоединяюсь к тем рецензентам, что были до меня: обязательно читайте "Алхимика"!