Оцените отзыв
Есть безобидное глупое седзе, идиотия которого вызывает улыбку: его может прочитать даже человек, на дух не переносящий данный жанр, искренне позабавиться и получить от этого удовольствие. А это другое седзе – седзе, бессмысленное и беспощадное. К тем, кто даст себе труд не только прочитать, но и задуматься: а что он, собственно, читает? Эта манга почти оскорбительна в своей беззастенчивой эксплуатации серьезной темы, напрочь лишена светлых моментов, потому что всеми силами пытается показать, что у нас тут драма-драма-драма!, высасывая проблемы из пальца и напрочь игнорируя очевидные конфликты, а над логикой героев просто невозможно не смеяться, потому что нет тут логики: ни в героях, ни в их поведении, мотивации, ни в сюжете. Нет её, я правда искала!
Сразу обозначу выводы и впечатления: рецензия обещает быть развернутой, так что те, кто не желает тратить время, могут остановиться на этом абзаце. В наличии имеется следующее: перспективная завязка, которая перечеркивается, выливаясь в насквозь шаблонное развитие сюжета; плоские, пустые, обделенные интеллектом персонажи, действующие не в соответствии со своими характерами (которые и не прописаны толком), а с нуждами сюжета, и рисовка – достаточно приятная, но нередко топорная и особо ничем не выделяющаяся. Читать только особенно отчаянным, но как по мне, лучше не тратить время на это и поискать что-то более достойное.
А теперь по полочкам.
Сюжет. Первые главы читаются легче всего, потому что именно в них и присутствует многообещающая завязка: главный герой без памяти влюбляется в героиню, чтобы обнаружить, что это та самая подросшая девочка, травлю над которой он когда-то возглавлял в младшей школе. Логично было бы ожидать анализа героями прошлого и его влияния на настоящее, демонстрации развития их личности – на момент повествования или ранее, а так же преодоление очевидного конфликта бывшего обидчика и жертвы и развития отношений между героями в настоящем. Здесь же такое раздолье для сюжета! Тема травли и детской жестокости сама по себе и взросление человека и оценка и переоценка им своего прошлого, влияние травли на жизнь зачинщика и жертвы, внутриличностный конфликт героя, который чувствует вину за поступки, которые он совершил в прошлом и не может изменить.
Но автору всё это не нужно. Герои влюбляются друг в друга, едва успев познакомиться, треплют друг другу нервы – потому что так надо; вместо того, чтобы развивать отношения между героями, решить изначально заявленный конфликт и привести историю к логическому завершению, мангака, не давая этой парочке не то что разобраться со своими противоречиями, даже познакомиться (!) толком, вводит в сюжет соперников и соперниц, сваянных как будто по пособию "Строго по шаблону!", ссоры на почве ревности, "коварные" планы и интриги, а все противоречия решаются "трагическим" событием, которое не оставляет после себя никаких последствий ни для кого из участников, включая непосредственных виновников.
И главное. Знаете, нет, персонаж не обязан мне нравиться только потому, что в детстве он был объектом травли, хотя мангака явно считает иначе. Подчеркиваю! Речь не о самом явлении – это отдельная тема, а о том, как оно представлено в манге, а именно: личность персонажа не может исчерпываться тем, что его травили (как в случае с главной героиней), и это не может служить универсальным оправданием и мотивом всех его поступков. Использование подобного эпизода в прошлом героев единственно для того, чтобы вызвать симпатию к одному персонажу, а другому навязать чувство вины, – отвратительно. В манге травля – это основной камень преткновения между главными героями, но при этом он не имеет никакого отношения к личностям персонажей, да и к их жизненному пути, в общем-то, тоже. Это далеко не "Форма голоса": детская жестокость и травля тут присутствуют единственно для оправдания надуманного конфликта.
Персонажи плоские и ничем не выделяются, как писалось выше. Изначальный потенциал, связанный с их положением в начальной школе – изгой и предводитель травли – сглаживается, так что имеется обычная седзешная героиня с истериками по поводу "детской травмы", которая никак иначе, кроме этих истерик, не выражается, и выхолощенный, весь из себя хороший герой, трансформация в коего из мелкого паршивца-задиры вообще никак не объясняется и даже не показывается. Второстепенные герои настолько невзрачны, что их можно охарактеризовать одним-двумя словами: "друг героя", "подруга героини" (они еще и встречаются друг с другом, как удобно!), "стерва-барменша", "красавчик-сенпай", "подручный стервы"; существуют они только для того, чтобы объяснять главным героям то, до чего они сами додуматься не могут, и двигать сюжет. Тут даже группа озлобленных ревнивых студенток, третирующая героиню, присутствует, настолько всё плохо!
При этом мотивация, поведение героев меняются словно флюгер и вытекают не из характера персонажей или текущей ситуации, а единственно из нужд сюжета. В результате поступки героев противоречат друг другу, нелогичны, а порой и вовсе бессмысленны.
Юрина. Главная героиня, не могу не остановиться на ней подробнее.
Я искренне не понимаю: она мне нравиться, что ли, должна? А чем?
За всю мангу героиня не демонстрирует ни единого качества, которое выставило бы
её в хорошем свете. Из своей детской травмы она буквально сотворила культ и
теперь любую маломальскую проблему списывает на неё. Спроси у неё, почему
Гитлер некогда пришел к власти – она и тут заявит, что это потому что её в
детстве в пятом классе травили, это всё Такая, главный герой, виноват! На
протяжении первой половины манги только и слышишь от неё: меня так обидели, мне
было так больно, мне нанесли такую травму, я, я, я, я! Ни разу за всю мангу не
было момента, чтобы героиня задумалась о ком-то кроме себя, проявила сочувствие
или заботу по отношению к другому человеку.
Об уме Юрины тоже сложно что-то сказать: а что говорить о том, чего нет в принципе? Пятилетний ребенок знает, что нельзя верить на слово незнакомым людям, а вот это чудо думает, что это отличная идея - пойти куда-то с парнем, который вцепился в её руку и не отпускает. Что если тебе говорят, что влюбились с первого взгляда, то это, наверное, правда. Что чужие слова можно принимать на веру и действовать в соответствии с информацией, полученной от малознакомого человека. Что это отличная идея - провоцировать вооруженного персонажа, находясь при этом в беспомощном положении. Нет, ну а чего такого?!
И какой же потрясающий план мести
старому обидчику придумывает этот гений мысли? Она один раз использует его
как таксиста. Ну, еще она регулярно треплет ему нервы и устраивает истерики, но
героиня в принципе всегда это делает, так что непонятно, когда она делает это
специально, а когда просто так, для души.
Кстати, об истериках. Примечательно то, что Юрина моментально переходит на
повышенные тона, если разговор заходит о том, что ей не нравится. На первый
взгляд кажется, что это относится только к герою, но потом обнаруживается, что
это распространяется вообще на всех, причем особенно
на тех, кто проявляет к ней сочувствие. При этом при малейшем давлении героиня
мгновенно теряется и тушуется, превращаясь тем самым в безвольное бревно. В
смысле, еще более безвольное, чем является обычно.
Такая. Главный герой.
Одним из самых ярких доказательств того, что мангака использует травлю
единственно для того, чтобы вызвать симпатию к персонажу, служит эпизод, в
котором герой внезапно ни с того, ни с сего признается, что в старшей школе его жизнь отравляла группа ребят, вплоть до того, что дело однажды дошло до
избиения. Признается… и всё. Заставил ли этот эпизод героя задуматься о других
людях, которые оказываются на его месте, или может быть вспомнил своё детство?
Да нет, ему это и в голову не приходит. Данное признание сделано единственно для того, чтобы накинуть очков герою, чтобы ему можно было тоже
посочувствовать.
Собственно, отсюда и вытекает
одна из основных проблем: между героем-ребенком, который издевался над
одноклассницей, и выросшим героем нет ничего общего. И не в том смысле, что
Такая так сильно изменился, нет, буквально: их сложно воспринимать как одного
персонажа, между ними нет никакой связи. Выросший Такая показан максимально
положительно, на контрасте с его поведением в детстве: он стойко терпит все
выходки героини и, как в песне, готов "целовать песок, по которому она
ходила". Вместо того, чтобы вызвать симпатию к герою, показав изменения в
его характере, личностный рост, мангака просто ставит перед фактом: он хороший,
раньше был плохим. Всё!
При этом его любовь к героине наводит
на один не слишком приятный вопрос: если раскаяние героя связано с тем, что он
влюблен в героиню, то что первично – раскаяние или влюбленность? Будь она
обычной знакомой или вообще парнем, то главный герой вообще бы не посчитал
необходимым перед ней извиняться?
Отношения этой парочки – вообще отдельная тема. Герой влюбляется в героиню с первого взгляда и буквально за пару дней знакомства уже едва ли не клянется в вечной любви. Героиня? Героиня, по моим предположениям, влюбляется в него, потому что парень - единственный, кто обратил на неё внимание и готов взять на себя труд выстраивать с ней отношения. По-моему, вполне убедительная версия, потому что мангака-то не объясняет, с какого перепугу это чудо в перьях выносит всем окружающим мозг, рассказывая, как она ненавидит этого парня за то, что он её в младшей школе обижал, а потом оказывается, что влюблена в него по уши? Добавьте сюда, что Юрина вообще тает, стоит симпатичному мальчику обратить на неё внимание (подтверждается как минимум двумя примерами в манге, не считая главного героя). Самое удивительное то, что эта страдалица еще искренне уверена, что в том, что у неё с парнями не ладится, тоже исключительно главный герой виноват. Она так и рассказывает: вот ко мне мальчик приходит, предлагает встречаться, пытается под мои капризы подстроиться и строить отношения, пока не устанет в одиночку стараться и уходит. Всё ты, Такая, виноват, что пятом классе меня за руку не взял!
Я бы могла еще долго разоряться и
пройтись по отдельным перлам логических умозаключений героев, но рецензия и без
того получилась неприлично длинной.
Выводы были сделаны еще в
начале, поэтому за сим всё, благодарю за внимание.
Дата публикации: 23.07.16