Отзыв на мангу Загадочная девушка Х

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

                              Таинственной Настёне Х.

 Можно с полной уверенностью сказать, что мэйнстримом современной манга-индустрии является феномен постижения сексуальности в различных её формах. Вот уже многие столетия романтическая тематика является столпом всей японской культуры, ведь даже в самые чёрные годы второй мировой войны именно эротическая литература не подвергались жестокой цензуре в отличие от всех остальных художественных произведений.

Особенно большое внимание как классические, так и современные японские авторы уделяют тематике первых подростковых отношений, которые в их произведениях пронизаны либо огромным количеством эччийных элементов, либо до краёв наполнены слёзодавильной драмой. Подавляющее большинство подобной продукции либо является очевидным китчем и наглым самокопированием, рассчитанным на самую непритязательную публику, либо псевдоэлитарными творениями, имеющими явную цель шокировать неподготовленного читателя. Что в первом, что во втором случае – в проигрыше оказываются исключительно и только потребители культурной продукции.  

В этом явлении нет ничего удивительного. Если смотреть в историческом контексте, то результатом сексуальной революции 60-х годов стало повсеместное вторжение порнографических элементов массовой культуры во все сферы человеческих взаимоотношений. В современной Японии секс наглядно и открыто присутствует в огромном количестве аспектов повседневной реальности — намеки, аллюзии, ассоциации, пронизывают не только культуру, но и определенные экономические и бытовые формы (рекламу, дизайн, логотипы и т.д.). В конечном итоге пошлость, вульгарность повсеместно вытесняют эротику из японской повседневной жизни, убивают эстетику и подлинную глубину взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Чем откровеннее и порнографичнее становится японская массовая культура, чем шире проникают в повседневную жизнь сексуальные образы и сюжеты, чем доступнее и нагляднее становится половая реальность, тем слабее и бледнее настоящие отношения между мужчиной и женщиной, тем больше людей спасаются бегством в мир извращений и виртуальных грёз.

Столкновение с подобным вызовом не могло оставить в стороне представителей японской культуры. В своей Нобелевской речи Ясунари Кавабата предупреждал своих соотечественников об опасности распада и вульгаризации японской культуры. Асано Инио подошёл к решению подобной проблемы со стороны экзистенциализма, добавив к этому пессимизм и фатализм своих произведений. Нигилистический взгляд Инио-сенсея состоит в том, что если мир идеальных романтических отношений разрушен, если нет больше одухотворённой романтики, то спасение нужно искать в мире реальном, обожествляя и одухотворяя витализм исторической событийности, в котором в разы больше драмы и эротического напряжения, чем в любой иной манге или аниме.

Другой путь идёт через Казуто Окаду, Хаттори Митсуру и Уэшибу Риичи. Ответ мангак-романтиков на вызов невероятной распущенности японской молодёжи был прост: платонический эротизм, изобилие сексуальных намёков и подтекстов, которые, однако, не показывает секс как таковой, оставляя отношения между главными героями сугубо в платонической плоскости. Японские романтики сделали женскую любовь тем воздушным замком, в котором можно попытаться спрятаться от горькой правды грубого материализма современных японских межличностных взаимоотношений. Бесконечный поиск ламповой няши стал их кредо, а романтическая драма с элементами комедии и стёба – формой его реализации.

И именно Уэшиба Риичи наиболее полно выразил парадигму японских мечтателей. Манифестом мировоззрения Уэшибы Риичи стало произведение «Таинственная девушка Х». Этот мангака всегда сторонился публичности. Именно в этом творении Риичи достигает главной своей цели в творческой карьере, которую с полной ответственностью можно назвать постижением романтики.

Риичи удалось, на мой взгляд, выявить сущность романтических отношений, размежевать их от телесной и духовной форм, кристаллизировать романтику как незримую нить слюны, связывающую воедино сердца героев. По моему скромному мнению, романтика в произведении Риичи представляет собой символическое, эротическое и бессознательное влечение двух влюбленных сердец друг к другу. Эротизм в его произведениях состоит в том, чтобы познавать партнёра, а не в том, чтобы обладать им. Таинственная девушка Х – это необычная манга об обычной юношеской первой любви, такой, какой её видели в конце 80 - начале 90-х годов, когда ещё не было набивших оскомины классических анимешных архетипов. Сила воздействия доброго волшебника Уешибы Риичи и заключена главным образом в этом его поэтическом видении мира, в том, что атмосфера конца 80-х годов предстает перед нами на страницах иллюстраций в своей прекрасной сущности. Риичи вот уже более двух десятков лет предпочитает писать для юношества, а не для взрослых.

По ходу развития сюжета, свои мысли автор выражает без всякого надрыва, иногда даже медленно, затянуто, но зато точно выверенными шагами. При этом можно констатировать, что Риичи никого не хочет убеждать в правильности своих идеалов, в его манге практически отсутствуют нравоучения, вдобавок к этому, он лишь наброском представляет читателям своё видение истинной природы Урабе Микото.

Уэшиба всегда гордился этим открытием, по праву гордился образом Урабе Микото. Непосредственное юношеское сердце ему ближе, чем умудренное опытом сердце взрослого человека. Он открыл для нас волшебный мир Японии конца 80-х годов, мир подростковой души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, искренностью, радостями и горестями. Гармоничная, чисто модерная реальность 80-х годов вмещает в себя множество событий, судеб, важных открытий и перемен, которые раз за разом происходят как с главными, так и со второстепенными героями. Атмосфера научного и социального оптимизма, веры в человека и его силы крайне контрастирует с теми произведениями, что мы видим и читаем сейчас.

Эта манга, являясь глубоко эротичной, не фансервисна и не порнографична, сила ее непреходящего очарования, может быть, и заключаются в том, что автор, поверив в своего читателя, смело и открыто показал, как романтика побеждает порнографию. Фансервиса в манге в привычном нам понимании просто нет. На мой взгляд, весь эстетический фетишизм манги представляет собой тонкий троллинг стереотипов общественного сознания, которым общество дифференцирует ролевые модели поведения в отношениях. По своей сути, быть нормальным и быть извращенцем это одно и то же состояние: всё зависит лишь от выбранной тобой точки зрения и твоей искренности. И главный герой любит Урабе такой, какая она есть, игнорируя факт их «особой связи».

Наряду с Окадой Казуто, Риичи наиболее остро поставил вопрос о сущности морали и о лицемерном формализме японского общества. После того, как Цубаки пробует слюну своей одноклассницы, фактически и задаётся один из главных вопросов всей манги: что есть норма, а что есть фетишизм? Что представляют собой нормальные отношения, а где та грань, которую они переходят? Что ещё более удивительно, так это то, что манга на протяжении всего сюжета демонстрирует абсолютно здоровую, чувственную, естественную искреннюю сексуальность.

По своей сути, «Назо но Каноджо» – наиболее полная, глубокая и разносторонняя иллюстрация идеи о том, что где-то существует идеальная женщина, непорочная Мадонна, которая спасет нас от одиночества и чудовищного чувства тревоги, вызванного пустотой, скукой и повседневной суетой обыденной жизни. Урабе Микото – это воплощённая мечта виртуальных сычей, кристаллизованная потребность в заботливом женской тепле, в безусловной любви к мужчине как к личности.

Манга Уэшибы Риичи – необычная история об обычной любви. Этим она и цепляет такие разные читательские сердца.

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Shiosai
Аватар Shiosai
Все отзывы Shiosai 3
Все отзывы на Загадочная девушка Х
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 02.08.16

Меню