Оцените отзыв
В своё время обе ТВ версии, кардинально отличавшиеся другу от друга по атмосфере, вызвали полярную реакцию у меня. Чтобы полностью разобраться в своём отношении к франшизе, ознакомился с первоисточником, некоторые достоинства которого не вошли в оба сериала. В итоге, манга оказалась одним из редких сёненов, который может претендовать если не на звание эталона жанра, то, как минимум, на произведение, достойное всяческой похвалы. Теперь почему же так получилось.
1. Сюжет повествует об истории двух любознательных братьев, которые из самых чистых и невинных побуждений совершили запретный эксперимент, последствия которого им пришлось долго преодолевать. Однако, во время борьбы с последствиями юные учёные случайно узнали то, чего им знать не стоило, что сделало данную историю ещё более увлекательной. История развивается последовательно и логично. Заметно, что ещё до середины манги автор уже знала, каким образом она собирается подойти к кульминации своего произведения. Именно поэтому практически отсутствуют арки спин-оффы, не относящиеся к основному сюжету. (А та, которая есть, однозначно лучшая в данной манге). Концовка завершила все сюжетные ветки и не оставила белых пятен.
Теперь о деталях. Сеттинг FMA (и Аместриса в частности) стал одним из самых удачных примеров совмещений магии и науки. Магия здесь находится в наукообразной форме, называется Алхимией и используется как в благих целях (медицина, строительство), так и не очень - для умерщвления людей, ибо один государственный алхимик, как говорят сами персонажи манги, продукт скрещения «пушки с пулемётом». На мой взгляд, в созидательных и разрушительных сторонах алхимии Хирому Аракава сделала аллюзию на человеческий прогресс, продукты которого можно использовать на различный манер. Должен отметить, что аллюзий и посылов здесь необычно много для формата сёнена, одна лишь концепция истины чего стоит. В ней есть отсылки и к Гегелю, и к Платону, и Юнгу. FMA, также «правильный» пацифизм, который встречается не так часто, показывает всю бессмысленность войн и ксенофобии. Также здесь предостаточно и морализаторства, иногда даже слишком, но обычно рассуждения на эту тему обрываются юмористической вставкой, что немного сглаживает впечатление.
Юмор Аракавы сложно спутать. Частенько используется автором, чтобы разрядить серьёзную обстановку или драматичные события.
Романтика здесь хоть и есть в достаточном количестве, но решающей роли не играет и не занимает много времени.
2. Персонажи. Проработаны неплохо, даже не слишком значительные. Эдвард Элрик - он же Стальной Алхимик, Крошка-Лилипут и Стальная Креветка. Один из редких ГГ сёнена начала 2000-ых, который отличается высоким интеллектом и скверным характером. Единственная черта, которая мне не нравилась в его образе, так это убеждённое нежелание умерщвлять своих врагов. Образ не статичен, благо подросток же, он развивается, только что рост не меняется, как ему хочется. Альфонс Элрик - менее интересен и более статичен, но выполняет роль противовеса задиристого старшего братца. Уинри Рокбелл - не слишком оригинальный типаж «подруги детства», но с функцией поддержки братьев Элриков она справилась неплохо и не мешала им разбираться с проблемами. Рой Мустанг - амбициозный карьерист, немного негодяй, ловелас. При этом в армию пошёл из чистых побуждений, но после того, как разочаровался в военных, решил не уходить в отставку, а достигнуть «верхов», чтобы изменить Аместрис к лучшему. Типажи сильной женщины в FMA встречаются как минимум трижды в различных вариациях, с различными мотивами (Лиза Хоукай, Изуми Кёртис, Оливия Армстронг), и все три отлично проработаны. Более подробное описание, увы, приведёт к спойлерам. Алекс Луи Армстронг - самый суровый и чувствительный персонаж манги, частенько выполняет юмористическую функцию. Грид – весьма эгоистичный и жадный тип, однако лишь на первый взгляд. Его истинные желания и мотивы оказываются понятны лишь в последней главе.
Лагерь антагонистов довольно разнообразен: если ГЗ довольно типичный беспощадный учёный, то есть Расс и Кимбли. Первый - наблюдатель, ставший плохим парнем «поневоле», чем он не был сильно расстроен. Периодически жалуется на старость, например, после разрубания танкового снаряда или отбивания пулемётной очереди шпагой. Второй - садист, анархист, пироманьяк и просто любопытный парень. Есть ещё омерзительный Энви, не вызывающий ничего, кроме ненависти, но так уж он был задуман.
3. Графика. Дизайн персонажей хоть и весьма угловат, не бросается в глаза. Так как все силы автор прикладывала на прорисовку динамичных сцен и ключевых моментов манги. Довольно бедные задние фоны не всегда заметны из-за отличной передачи эмоций персонажей иногда даже простым взглядом, что вызывает уважение.
Не могу поставить оценку меньше, чем в 10 баллов, в этом случае.
Дата публикации: 21.08.16