Оцените отзыв
Из всех популярных шоненов Fairy Tail, вероятно, одна из самых детских манг. В этом ее художественность. Это может прозвучать довольно странным определением, ведь сам по себе жанр шонена предполагает, что его целевая аудитория – шонены – юноши 15 лет(+- несколько). Упоминание детскости здесь уместно, если очистить это понятие от того шлейфа мифов, с которыми все связанное с детством ассоциируется в наивном сознании. Можно, например, отметить, что детскость это не простота, доброта, чистота и все такое прочее, то есть, конечно, что-то такое может иметь место в детстве (как, впрочем, и в любом другом возрасте), но уж точно оно не будет им определяться, особенно в около15. Кстати, любопытный факт: на примере истории литературы видно, что многие писатели (Кэрролл там, или Твен какой-нибудь) никогда ничего для детей не писали, но в определенный момент часть их произведений загнали в своего рода гетто с вывеской «детская литература». Конечно же не случайно. Но что же составило суть того сегмента популярной культуры, который принято считать детским и который Япония смогла уловить и реализовать особенно удачно? Сформулировать его можно так: это работа на желания, которые могут считаться «непотребными».
Обычно при этом думают о некой эротической составляющей и одновременно ошибаются и не ошибаются. В FT она есть, но ее значение не определяющее. Японцы в этом смысле большие молодцы. Не лишенные знания психоанализа, прекрасно понимая, что каждому определенному возрасту надлежит свое сексуальное влечение, которое требует удовлетворения, они уделяют этой проблеме достаточно много внимания в своей индустрии развлечений. Специфика Хиро Машимы здесь, вероятно, состоит только в той трогательности, с которой он использует эротический элемент для разрушения ситуаций, которые наивный читатель желает видеть серьезными.
Конечно, упомянутые «непотребные» желания включают в себя нечто большее. Значимо здесь будет то, что можно обозначить как Власть. Это та самая Власть, институт наказания и принуждения, от которого в раннем возрасте травмируешься больше всего, ну просто потому, что еще не так привык. Ну, например, к обязанности ходить в места, где тебе не нравиться, в школу, скажем, или получать разнообразные наказания и повинности, от тех, кого ты своими страданиями еще и материально обеспечиваешь. Желание не иметь такой формы репрессии и лежит в числе «непотребных желаний». Для Машимы всякая Власть принципиально враждебна и слаба, это видно не только по этой работе, но именно в FT такое отношение, пожалуй, достигает особенной выразительности. Так, изначально известно, что гильдия находится под угрозой закрытия, несколько раз ее членов вызывают на ковер, они довольно комично демонстрируют страх перед Советом, однако все это всегда оборачивается иронией: официальные бумаги жгутся, на допросах спят. Представители серьезной организованной Власти не раз окажутся либо беспомощными, либо игрушками в чьих-то руках. Именно воплощения определенных аспектов Власти фигурируют в разных арках и в качестве врагов: власти обладания ресурсом и власти ошибочного знания, власти популярности и даже власти ложного родительского авторитета. Интересно такая позиция выглядит в сравнении с другими популярными мангами – One Piece и Naruto. В них ситуация кардинально отлична. В первой Власть значима, она одна из самых серьезных сил, ее нельзя назвать смехотворной, хотя героям она также враждебна, во второй же главный герой сам является ее представителем, желает взойти на ее вершину и тем самым всех с ней примерить. (Naruto вообще довольно пугающая манга).
Несколько труднее подобрать описание для еще одного важного желания. Вообще FT – это история об одиночестве, это заметно по тому огромному вниманию, которое автор уделяет разного рода узам – тому, что с этим способно бороться. Разные вариации опыта потери близких – вот то, что объединяет всех основных персонажей этой манги и составляет завязку сюжетных линий. Поэтому, вероятно, значимых героев так много (по сути каждая из арок посвящена фрагменту чьей-то частной истории). Это множество определяет центр всего – саму Гильдию. Дело в том, что в отличие от многих шоненов, где герои находятся в состоянии глобального «поиска» (один из основных мировых сюжетов), эта манга посвящена глобальной «обороне» (другой из основных мировых сюжетов). Гильдия (широкий смысл этого понятия в манге неоднократно подчеркнут) представляется как своего рода One Piece, но она не абстрактная, а конкретная ценность, которая в наличии с самого начала и которую необходимо оберегать. То есть, конечно, у каждого из героев имеются какие-то частные проблемы, обычно связанные с их одиноким прошлым, но они решаются преимущественно по мере поступления в число угроз Гильдии и благодаря ей. Однако почему «оборона» в FT носит характер «непотребного желания»? А именно из-за ее принципиальности, особенно перед лицом того, что принято считать непреодолимым. И это, конечно, не «сильный враг» (сила противника здесь то, что проходит по ведомству Власти, то есть имеет второстепенное значение), а более глобальные явления, например смерть или вражда. Именно поэтому Машиме особенно хорошо удаются кульминационные эпизоды в арках. Что в них общего? Все они отсылают к желанию сопротивляться одиночеству: противиться потере тех, кто от него спасает, вне зависимости от причин. Это желание также «непотребно», потому что как человек смиряется с Властью, так он смиряется и с тем, что те, кого он любит, уходят из жизни или в жизнь, что бывает еще страшнее. А Fairy Tail уж точно не про смирение.
Дата публикации: 28.10.16