Сразу оговорюсь, что пусть это рецензия к манге, но задевает она и аниме. По сути, всё упирается в их сравнение. Ибо я уверен, что очень, очень многие из тех, кто прочитал мангу, сперва ознакомились с данным творением в движущемся на экране виде.
Мне нравится эта манга. Мне нравится её сюжет. Мне нравятся некоторые из персонажей. Притом, нравятся порой, не вызывая непосредственную симпатию. И мне нравится то, что что автор не пытается разложить каждую вещь по полочкам.
Но всё-таки, я скажу следующее: Ни в манге, ни в аниме на самом деле нет какой-то особой глубины. Да, есть некоторые психологические моменты... простите, они есть даже в таких вещах как Код Гиасс и Наруто. Это не повод говорить о том, что они такие все в психологию погружённые. Просто в Евангелионе на этом сделан акцент. И работает это в полной мере только с Синдзи. Рей слишком необычна, чтобы примерять на неё стандартные посылы, а Аска глубины по сути своей не имеет, отчасти, этим она и хороша как персонаж.
Что до офигенной символики, скрытых отсылках и зашифрованных смыслах.... это не делает ни аниме, ни мангу хорошим. И вообще-то это тоже не так уж и оригинально. Чёрт, да после прочтения Убежища Ангелов, и понимая, что именно можно в манге натворить с религиозными представлениями о мире, то, что происходит в Евангелионе, кажется так, детскими играми.
И да, игра с подтекстами и скрытыми смыслами, попытки запутать зрителя и изобразить что-то иносказательно - это плохо. Это мешает полному пониманию сюжета, мешает развитию персонажа. К счастью, манга этим не особенно страдает, в отличие от аниме.
В ней есть законченная история. И чёрт, по сравнению с обоими концовками в аниме, концовка манги - это настолько осмысленный и адекватный творческий ход, что я бы присудил ему японский Оскар за адекватность.
В ней нет особой психопатичности, нет обрывистости и ненужного ухода в какие-то астральные плоскости. В ней есть конкретные сюжетные ориентиры. Отношения персонажей в ней адекватны. Мысли персонажей в ней адекватны. Сами персонажи, и отношения между ними. Чёрт, да одна сцена между Синдзи и его отцом рассказывает об их отношениях больше, чем всё TV, и его дополнения, целиком.
В общем, манга Евангелион - это хорошая история. Об интересных, хоть местами и банальных персонажах. В этой истории всё на своих местах, и самокопания героев, и сражения, и социальные проблемы. Что очень меня удивило, когда я прочитал мангу в первый раз. Ибо я помнил аниме. И оно мне, вроде бы, в целом довольно нравилось. Но тут такое....
И сейчас, немного жестокой правды.
Сравнивать мангу и аниме (то что закончено), это всё равно что сравнивать два варианта одной и той же очень интересной истории в пересказе опытного и талантливого писателя (манга) или больного на всю голову шизофреника (аниме). Да, второй вариант может быть интересным. Порой, даже без сарказма это слово можно применить. И кому-то очень понравится идея копаться в его бреде, и выискивать зёрна истины, и какой-то глубокий, скорее всего несуществующий, подтекст. Но это не отменяет того факта, что этот пересказ портит историю. Он портит сюжет, искажает персонажей и их отношения. Он портит абсолютно всё.
Поэтому я обожаю эту мангу. И поэтому я, после того как её прочитал, не могу себя заставить посмотреть аниме. И только недавно, узнав, в каких обстоятельствах работал над своим творением Анно Хидэаки (а был создатель аниме-адаптации мягко говоря не совсем в состоянии душевного покоя), я всё для себя расставил по местам. Манга - хорошо. Аниме - плохо. Разум - хорошо. Безумие - плохо. Сцена у могилы матери - хорошо. Сцена с Сидзи и Аской в больнице - плохо.
Я в первый раз читала эту мангу уже давно, тоже после сериала. Тогда она мне тоже показалась намного лучше. Недавно я решила её перечитать и что-то изменилось в моём восприятии. Нет, я до сих пор считаю мангу Садамото отличной, до сих пор считаю её приятней сериала, а персонажей ближе, чем в истории от Анно. НО мне подумалось, что, если бы сериал был таким же, он скорее всего никогда бы не достиг такого статуса, какой имеет сейчас, вряд ли было бы столько последователей. Как раз из-за отсутствия такой сумасшедшинки, втф эффекта и множества непонятностей. Как режиссёр Анно смог создать иллюзию, что все эти элементы должны складываться в единую картину, должны иметь смысл, даже если на деле они его не имеют. Как-то так.
kamelia2555 wrote:Я в первый раз читала эту мангу уже давно, тоже после сериала. Тогда она мне тоже показалась намного лучше. Недавно я решила её перечитать и что-то изменилось в моём восприятии. Нет, я до сих пор считаю мангу Садамото отличной, до сих пор считаю её приятней сериала, а персонажей ближе, чем в истории от Анно. НО мне подумалось, что, если бы сериал был таким же, он скорее всего никогда бы не достиг такого статуса, какой имеет сейчас, вряд ли было бы столько последователей. Как раз из-за отсутствия такой сумасшедшинки, втф эффекта и множества непонятностей. Как режиссёр Анно смог создать иллюзию, что все эти элементы должны складываться в единую картину, должны иметь смысл, даже если на деле они его не имеют. Как-то так.
Вот с этим не поспоришь. Мне ведь тоже аниме нравилось, пока я не прочитал мангу. Тут дело в том, что мангу настолько на общем фоне ничего не выделяет, как выделяло аниме. И она не очень сильно играет на поисках глубокого смысла, и прочих проблемах с общением. Это скорее из серии "Быть лучше" и "Быть популярнее". Для сравнения, бульварное чтиво, часто популярно, но о качестве там речи не идёт. И вместе с тем, хорошая книга может не обрести популярность широкую. Ведь в аниме действительно есть много такого что (как и сам стиль его) способствует его популярности. При этом ни развитию сюжета, ни развитию персонажей, ни правильности расстановки акцентов это на пользу не идёт.
Ну, с бульварным чтивом немного некорректное сравнение, хоть я Еву никогда особо не любила (мне другие работы Анно несравненно больше нравятся^^). Просто когда начинали аниме, то ни команда, ни сам режиссёр толком не представляли, о чём оно вообще будет, + депрессия Анно + директор Гайнакса тогда деньги воровал - ничто из этого не способствует ни развитию сюжета, ни персонажам и т. п. Но режиссёру всё-таки удалось вложить свои чувства в работу. Да ещё как! А такое случается не так уж часто.
kamelia2555 wrote:Ну, с бульварным чтивом немного некорректное сравнение, хоть я Еву никогда особо не любила (мне другие работы Анно несравненно больше нравятся^^). Просто когда начинали аниме, то ни команда, ни сам режиссёр толком не представляли, о чём оно вообще будет, + депрессия Анно + директор Гайнакса тогда деньги воровал - ничто из этого не способствует ни развитию сюжета, ни персонажам и т. п. Но режиссёру всё-таки удалось вложить свои чувства в работу. Да ещё как! А такое случается не так уж часто.
Ну, это скорее для примера, чем непосредственное сравнение. И собственно, если бы не депрессия Анно, если я правильно понимаю, Евангелиона как аниме-феномена не существовало бы. В общем-то, это как раз тема для мема: Евангелион здорового человека, Евангелион Анно. А вот по поводу чувств вложенных... я думаю их довольно много кто вкладывает. Просто обычно они не столь ярко выражены, и не столь хаотичны, и потому привлекают меньше внимания.