Манга, конечно, бесподобная. И увлекательный динамичный спорт, состоящий из схваток, а не из тренировок до упаду, и яркие герои, и хитрый сюжет. Напряжённей, чем детектив. Дьявол Токучи Тоа бьёт все рекорды. Из тома в том развивается, становится всё круче. Сообразительный и отчаянный окинавский парень задаёт жару всей японской бейсбольной лиге, её спонсорам, игрокам и фанатам. Такого бейсбол ещё не видел и вряд ли увидит когда-нибудь, потому что Токучи - единственный и неповторимый. Ни красотой, ни воспитанием не блещет (в манге он отличается от анимешного), на рыбьем лице поросячьи глазёнки, под ними здоровенные мешки. Худой, крашеный в ярко-рыжий, загорелый, наглый и самоуверенный со всеми приметами шпаны. Но за всем этим скрывается острый, как бритва, ум и могучая воля. Сначала он нам не нравится, потом не особо нравится, потом мы за него болеем, а потом готовы рвать на части его врагов и носить его пофигистичный профиль на майке. Что такое честность? Что такое ответственность? Что такое подлость и жестокость? Каковы писанные и неписанные правила игр? Следует ли нам кого-то винить и обижаться, если нас обыграли, обманули, в то время как поле, перчатка, мяч, руки и ноги у всех одинаковые? Ныть или бороться? Мы сами становимся дьяволами и вкушаем победу. Манга поучительная и захватывающая, без соплей, сплошное удовольствие. Побеждает зло, но зло наше, родное. А вражеское зло рвёт на себе волоса и бьётся в припадках. Это тоже приятно. Где-то до 10 тома. Дальше пошли дополнительные иннинги, мангака выдохся, а томики выпускать надо. Я читала ради удовольствия видеть новые кадры с Токучи. Про самого Токучи уже сказать нечего, фантазия мангаки исчерпалась, в сюжет вводятся из-под стола совершенно не гармонирующие второстепенные герои, чтобы за их счёт хоть как-то потянуть время. Дьявол превращается в благодетеля, становится скучно. Возможно, Кайтани-сенсей планировал сблизить главного героя с командой, позволить ему вкусить и дружбы, и разочарования, и вывести в финал героическим мучеником, как в остальных своих мангах, но редакция воспротивилась. Токучи перестал дышать и эволюционировать, в угоду читателям остался хладнокровным невозмутимым волком с нотками благодетельной попсы и натянутостью мыльной оперы. Как пластмассовая игрушка. Зато прорисовывать его стали аккуратней, начала незаметно, но уверенно появляться привлекательность (может, стилиста завёл). Если сравнить Токучи из 1 тома и Токучи из 10, мы видим два разных лица. Мангака чётко осознал, что продаёт Токучи, на чём и сосредоточился. Ни товарищей, ни противников достаточно колоритных и прорисованных не появляется. Кайтани-сенсей напрямую устами своего героя выражает жуткую усталость от затянутых вымученных глав, предпочитая, чтобы ему сломали в споре руку, а не втягивали в это тягомотное болото. Токучи мечтает свалить подальше от бейсбола и манги, что и делает в самый неожиданный момент. Читатель кожей ощущает, как хорошо там великому питчеру, вдали от читателей и писателей. На самом деле отличная манга, если воспринимать всерьёз лишь первую, экранизированную её половину, а вторую рассматривать как дополнительные истории для не желающих расставаться с героями.