Отзыв на мангу Тёмный дворецкий

Оценка автора: 7/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Я побывал в аду, был ввергнут в пучину отчаяния.
Но, увидев тонкую, словно паутинка,
возможность выбраться из этой бездны,
я твёрдо решил сделать это.

Когда я начинала читать эту историю много лет назад, то достаточно чётко понимала, что она не станет любимой – просто после просмотра двух сезонов экранизации был интересен каноничный ход событий, что был выдуман автором оригинала, а не сценаристами аниме-студии. Конечно, манга оказалась лучше своей адаптации, тут и говорить нечего (хотя там и была хорошая работа композитора и актёров озвучки). Однако моё предположение о том, что эта история не войдёт в список моих любимых, всё же сбылось. Это действительно объективно достаточно хорошее произведение, но особой химической реакции у меня с ним так и не произошло, к сожалению. 

1. Немного о особенностях произведения:

# Аллюзии, реминисценции и интертексты.
Автор достаточно активно использует отсылки – аллюзии и реминисценции. Одни из них миниатюрные, едва заметные и рассчитанные на весьма интеллектуального читателя. Другие – крайне очевидны и более чем прозрачны, их не уловит только совсем далёкая от жизни персона.
За этот пункт я ставлю отдельный громадный плюс. Во первых, это подогревает интерес к произведению, заставляя над ним думать. Во вторых, показывает высокий уровень образованности автора. Получается распространённая фишка с двумя типами читателей – данную мангу с интересом могут читать и те, кто просто читают и не задумываются о всяких отсылках, и те, кто получает огромное удовольствие от подобных маленьких деталей, которые нужно разгадывать в своеобразном диалоге с создателем. Автор и читатель играют - первый получает удовольствие от вплетания всевозможных вещей, а второму приятно находить запрятанное писателем. 

# Детективщина, закрученность сюжета – тайны, загадки, интриги, расследования.
Из тех тайтлов, что пытаются брать интригой и закрученностью сюжета – на данный момент не назову его нереально сложным, но определённые детективные элементы вписаны неплохо.
То, что автор оставляла пасхалки на определённый сюжетный поворот задолго до его воплощения, говорит о том, что она действительно заранее продумала весомую часть фабулы. Что ж, сам факт этого должен быть высоко оценён.
Хотя и главный на данный момент сюжетный поворот масштабного удивления у меня не вызвал: больше было похоже на то, что я просто приняла эту информацию как данность и продолжила читать дальше – шокового состояния у меня не было.
Возможно, это просто потому, что подобный вариант сюжетных поворотов сам по себе не являлся чем-то новым? Однако ведь и использование клише как такое нельзя считать плохим.
Но хорошо, что об этом повороте хочется сказать "к этому всё и шло" и "на это были намёки" - это значит, что мангака сумела выстроить должный горизонт ожиданий. По большей части благодаря ранее мной упомянутым пасхалкам - хотя если читать бегло и не обращать на них особого внимания, то такое авторское решение может смотреться как взятое из воздуха, однако это абсолютно не так по факту.

# Разнообразие сюжетных арок.
Тут у меня двоякие ощущения.
С одной стороны, смена локаций в разных арках (и даже в приделах одной) выглядит динамично и контрастно. Места событий весьма и весьма разнообразны – и, как следствие, стилистика арок тоже. Меня это вполне увлекало до определённого момента - где-то первые 22 тома.
С другой стороны, определённые арки лично мне показались не шибко связанными между собой. Я осознаю, что можно прописывать совершенно разнородные арки и потом в конце их связать, но тут нет ощущения, что они полноценно соединятся как пазлы одной картинки. Иногда это события ради событий, а не чёткая последовательность. Я пока не вижу смысла в некоторых арках в общем контексте - происходящее в них словно не имело глобально особого смысла.
Да, я прекрасно понимаю, что история может иметь не чёткий концентричный сюжет, а вполне себе хроникальный. Но для объёмной истории с претендованием на закрученный событийный ряд логичнее выбирать именно прописывание чёткой причинно-следственной связи, а не набора ряда происшествий. Мы же не что-то в жанре чистой повседневности открыли почитать, в конечном итоге.

# Ощутимая индивидуальная эстетика.
Эта история действительно имеет свою атмосферу, свою личный флёр. У неё есть свой узнаваемый стиль и шарм.
Манга словно покрыта изящной тёмной дымкой, которая постепенно нежно убивает тебя. Звучная, тягучая, изящная, мрачноватая мелодия, которая порой доходит до монотонности и ахроматичности.
Эта история точно не является чем-то без вкуса и цвета. Она слегка горьковата и воспринимается как тёмная холодная синева переходящая в насыщенный готический чёрный.
Хотя, возможно, тут даже не стоит говорить о просто обычном чёрном цвете. Данная история скорее напоминает мне вантаблэк - вещество, которое поглощает почти весь падающий на него свет и поэтому воспринимается не как очень чёрный предмет, а как двумерная чернота, как ничто, как провал в чёрную дыру или бездну - словно краска, которой можно было бы изобразить бездонный космос.

# Вариации на тему чёрно-серой морали.
Манга обнажает всё ту грязь человеческой души, которая хранится в ней. Вся та ложь и неискренность, что только возможны, все негативные качества человечества… Лишь тёмная непроглядная ночь.
Собственно, я совсем не против мрачных историй. Но в данной манге только тьма и определённое ироничное отношение к ней – без капли света или хоть какой-то надежды на него.
Вроде и есть какие-то жизнеутверждающие мотивы, но даже желание выжить тут невозможно без смерти, которой, кажется, в этом произведении больше. Словно всё светлое и живое, что существует в рамках данной истории, со временем просто искажается или меркнет.

Я люблю авторов, которые играют на диалектике добра и зла, света и тьмы, хаоса и порядка. Для меня это и есть та экзистенциальная глубина произведения. А эта история в моих глазах выглядит немного неуравновешенной именно из-за того, что показывает только одну сторону медали, хотя вторая никуда не девается.
Я всё же придерживаюсь мысли, что если бы существовал только один компонент диалектики, то наш мир бы просто перекосило и он бы просто не смог существовать. Я не считаю нужным падать ни в чистый идеализм и романтизацию, ни в чистый цинизм и нигилизм.
Поэтому, нет, нагнетание тёмного – это отнюдь не реализм, потому что в действительности помимо тьмы всегда будет свет. А раз и свет есть, то глупо его игнорировать.

Я понимаю, что это всё является действенным вариантом прописывания глубокой драмы – и именно так данная манга получается весьма трагичной. Но ведь для этого необязательно концентрировать только одну тёмную краску - контраст может быть ещё более болезненным.
Мне такое не нравится ровно потому, что в таких произведениях авторы слишком близко подходят к грани "чернота ради черноты", а переход за эту грань буквально означает произведение, которое не претендует на нечто хоть немного приближенное к высокому – с этим нужно быть очень осторожным.
Но, справедливости ради, в ряд произведений, что концентрируют жестокость только ради самой жестокости, "Тёмный дворецкий" не входит – не позволяет наличие прописанный смысловой нагрузки, определённая философичность.
Хотя… Ладно, это атмосфера самой манги и если бы её хоть немного поменяли – это была бы уже совершенно иная история. Тут я очевидно не должна предъявлять даже минимальных претензий.
Сойдёмся на том, что совершенно тёмные в своих смыслах произведения имеют право на жизнь, но просто я готова вступить в полемику с такой картиной мира.
В общем, написанное выше является придирками скорее не к данному произведению как отдельной конкретной единице, а к явлению чёрно-серой морали в общем, потому что такие произведения часто в той или иной мере пытаются вызывать громадное сочувствие к тем, чьи действия должны попадать под порицание, или же просто оправдать их.

# Комедия, зачастую с черноватым налётом.
Почему комичность и трагичность вполне нормально сочетаются в этом произведении? Потому что обе выполнены преимущественно в тёмных оттенках и создают единую палитру цветов, а не явный контраст.
С уверенностью говорить о том, насколько хорошим у мангаки получается юмор, я не стану, потому что это дело сугубо личного вкуса. Но большей части читателей юмор в данном произведении нравится.

На мой же взгляд, авторский юмор неплох – тут есть разные виды комического от лёгкого юмора до достаточно тяжёлого сарказма. Мы читаем и буквально живём в плоскости авторской иронии - порой настолько тонкой, словно лёд в начале весны, а иногда напоминающей колющий удар клинка или разъедающий яд.
Пародия – одна из вещей, ради которых автор непосредственно и вводит аллюзии. Сами предметы пародий достаточно разные, связаны они разве что тем, что относятся к поп-культуре, хотя это и так очевидно по умолчанию, ведь какой автор будет высмеивать нечто никому неизвестное.
Автор неплохо умеет вставлять несколько незатейливых глав между различными сюжетными арками. Приём типичный, но действительно работает на ура. Особенно с учётом того, что мангака умеет делать это достаточно последовательно и не выбивать такими вставками из основного событийного ряда.

# Запрет на чтение на голодный желудок. 
Эстетика еды. Много эстетики еды. Собственно, изначально почти в каждой главе, поэтому это становится определённой фишкой манги, частью её атмосферы и стиля.
Разговор о том, является ли это тонким авторским смешком над тем, что кое-кто тут кормит самыми чудесными обедами непосредственно свою будущую еду, оставим на потом.

Отсутствие всякой розовой сопливой романтики.
Мне нравится, что в основе своей эта история – явный джен.
Есть определённые фансервисные детали, которые некоторые читатели любят наделять романтическими смыслом, но автор такое вводит или чисто ради насмешки, или эстетики как такой, воспринимать их за чистую моменту точно не является разумным.
В общем, если хочется чего-то аромантичного, то Вам, вероятно, сюда – тут любовных отношений по ходу истории никто не строит.

Две – приятные или не очень - черты посмодернизма.
Во-первых, это, конечно, чисто моя личная заморочка, но… Я не очень люблю, когда автор чётко говорит о том, что события его истории происходят в конкретный период времени, а сам начинает его целенаправленно ломать.
И ладно, если подобное делается только ради глобальной деконструкции названого времени или пародии и высмеивания определённых явлений - это логично мотивировано. Но автор кидает несвойственные для своего исторического периода детали даже тогда, когда в этом, кажется, нет особой нужды. Дать целой расе жнецов не классические косы смерти, а бензопилу или другие садовые гаджеты? Вполне оригинально. Вставить какой-то вид современной техники просто ради одной шутки на одной странице? Это просто ломает атмосферу.
В общем, художественность произведения позволяет создавать откровенно недостоверные альтернативные реальности. Но, на мой взгляд, если автор озвучивает, что его события происходят в определённую эпоху, то ему всё же стоит придерживаться её стиля, а не выбивать из её атмосферы деталями там, где это не формирует значимую часть сюжета.
Понимаю, что это всё авторские эксперименты для создания максимально самобытного произведения, но айдолы в сеттинге Викторианской Англии – это для меня всё ещё немного слишком, и именно арка, в которой данная сфера обыгрывается, несколько подпортила мне общее впечатление. Хотя некоторым, конечно, такое вполне понравится, тут всё дело в личных вкусовых предпочтениях.

Во-вторых, для меня тут многовато фансервиса. Нет, я не спорю, что он есть везде и без него массовый продукт никак не выйдет - никто не будет издавать то, что не выйдет продать. Но вот лично мне он в данном случае просто не зашёл – как-то слишком бросался в глаза и иногда аналогично выбивал из атмосферы, простите. На вкус и цвет, как говорится, ведь он всё же чётко направлен на определённую целевую аудиторию.

Всякая сверхъестественная чертовщина.
Если сравнивать с другими фэнтезийными произведениями, то тут внимание к сверхъестественному не назвать очень значительным, к потустороннему не сводится всё и вся.
Я бы сказала, что у нас тут сверхъестественный сеттинг, но большая часть событий с паранормальным связана разве что очень побочно. И это неплохо, получается относительно реалистичное произведение (насколько оно вообще может быть реальным в рамках постмодерна), но с вкраплением мрачного волшебства.
Возможно, мне бы всё же хотелось больше внимания автора к сверхъестественному в данной манге, но мне точно очень понравилось то, как мангака обыграла специфику жнецов: поигралась со смертью она знатно, выбрав достаточно интересные детали для данной расы. Да и не могу не отметить включение любимой мной тематики ведьм и оборотней, ведь получилось это вписать, на мой взгляд, неплохо: так связать тематику фольклора и мировой войны ещё уметь надо, хотя и без некоторых условностей на грани с логикой в той арке не обошлось. 


2. Немного о персонажах:

Протагонист
Как протагонист Сиэль правда неплох. Не раздражает, за ним достаточно интересно наблюдать и он обладатель весьма нетипичного для главного героя характера. Чудесно, что он не идеален, хотя и является исключительно гениальным ребёнком.
Но есть кое-что, что мне не совсем пришлось по душе. Лично мне больше импонируют главные герои с весомым развитием и переоценкой ценностей, а тут такого не было. Для меня он внутренне статичен как спокойная прохладная озёрная гладь ночью. Если у него и есть изменения, то только в сравнении поведения в ходе основных событий с его личностью в флешбеках, а не по ходу основной сюжетной линии.
Также тут нет конкретной цели, к которой герой последовательно идёт – тут нет чёткого ощущения планомерного достижения желаемого. Возможно, это выделяет эту историю среди других сёнэнов, где у протагониста одна цель на девяносто томов и он напрямую прошибает к ней путь своим лбом. Но вот такого чёткого пути мне и не хватило, ведь такая конкретная линия позволяет не терять нить повествования в длинных произведениях.

# Дейтерагонист
Просто "идеален". Он чертовски красив и может всё-всё-всё (а если что-то и не умеет, то быстро научится).
Часто я терпимо отношусь к "во всём классным" персонажам если, к примеру, личность имеет явную склонность к жестокости, ведь это автоматически нивелирует "идеальность". Но это если персонаж человек, ведь именно для человека такое поведение порицаемо и не является действительно естественным с учётом внушаемых моральных норм и фактических законов.
А если герой это тёмная демоническая сущность, для которой такая жестокость – очевидная природная черта характера? Тогда это уже не недостаток. И вот в таком случае персонаж уже "приторно идеальный".
Мне грустно, что я не нашла ни одного недостатка, ведь таким образом он для меня… Только оружие протагониста, которое рано или поздно его уничтожит, не в обиду фанатам.

Основной антагонист
Не то чтобы главный антагонист очень необычный, но он всё равно достаточно яркий и визуально, и поведением. Пожалуй, достойно использованный классический типаж.
Момент, когда выясняется его сюжетная роль, выглядит неплохо.
Снимать баллы за отсутствие харизматичного злодея в случае данной манги не приходится. Хоть он пока до конца и не раскрыт, но точно интересен.

В общем
В целом, персонажи прописаны неплохо – соизмеримо роли, которую они отыгрывают. Наличие шаблонов в прописке характеров само по себе картину не портит, ведь от использования типажей не откажешься.
Хоть, как и в большей части подобных сёнэнов, девушек тут немного, но спасибо автору, что сильные, крутые женские персонажи здесь всё же есть и они имеют свои "мощные" моменты, а не просто являются недееспособными красавицами.
Если присмотреться, взаимодействие протагониста и дейтерагониста выглядит весьма интересно. Вопрос о том, чем же закончится их линия, один из самых интригующих.
Есть действительно хорошие линии отношений второстепенных персонажей. Мне нравится и взаимоотношения внутри светловолосого семейства фехтовальщиков, и линия Сома-Агни, и динамика между четвёркой префектов, между слугами протагониста, и некоторые другие "химические реакции". Определённые связи между героями действительно бьют по сердцу со всей драматичностью или даже трагичностью.

Дополнительно к написанному выше, очень интересно, что у целого ряда персонажей неизвестно настоящее имя. Не сказать, что этот приём является чем-то удивительным, но обычно авторы не используют его в таком количестве в рамках одного произведения. Если думать о том, что в человеческих верованиях имя непосредственно связанно с самой сущностью, то... Не значит ли это, что мы не знаем настоящее внутреннее наполнение некоторых героев?

3. Немного о художественной составляющей:

Скажу самую очевидную вещь: мы читаем комиксы не только ради сюжета – если бы это было нашей целью, мы бы открыли литературу. Равноценно с желанием ознакомления с фабулой в нас играет желание получить и эстетическое наслаждение от визуальной составляющей. Поэтому качественная картинка в графических романах – чуть ли не половина дела.
И в Тёмном дворецком мы видим действительно прекрасную рисовку. Тобосо – действительно чудесный иллюстратор, без преувеличения. Мне кажется, что как художница она достигла буквально высшего пилотажа, стала настоящим асом.
Отдельно отмечу, конечно, изображение внешности персонажей, благодаря которому почти все становятся бисёнэнами или бисёдзё, и безмерно эстетичную одежду.
И да, это очень круто, когда обложки всех томов идеально сочетаются, явно чувствуется авторский стиль. Мангака чётко знает, что именно хочет видеть.
В общем, глазам во время чтения данного произведения очень приятно.

• Заключение: читать стоит хотя бы из-за шикарной работы автора как художницы. В дополнение тут в наличие добротный пласт отсылок и созданная автором самобытная атмосфера, что может затянуть в водоворот.
Есть определённое количество вещей, которые могут оттолкнуть, но тут уже чисто вопрос в том, насколько они окажутся критичными лично для каждого конкретного человека.
Это действительно достаточно хорошая манга, хотя я не считаю её шедевром, который переворачивает сознание. Вероятно, я придираюсь только потому, что после прочитанного мне критически необходимо просыпаться с мыслью о том, что стала лучше и в каких-то моментах переоценила свои взгляды, а тут... Тут такого и близко не было - читала, оценивала и всё. Но даже так время, потраченное на чтение, не прошло зря.

Субъективная оценка: 81 балл из 100 ("C", четвёрка).

"Когда-нибудь мы все умрём... Так не лучше сделать это без сожалений?"

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Прокрастинация
Аватар Прокрастинация
Все отзывы Прокрастинация 3
Все отзывы на Тёмный дворецкий
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 30.12.21

Меню