Есть в мире манги такая тенденция, что отличная манга ближе к концу становится плохой. "Скатывается", говоря более привычным языком. Хотя, когда я слышу это слово, мне начинает казаться, что авторы просто стали куда более ленивы и куда менее щепетильны в написании своего произведения. Но это не так. Совсем не так. В сущности, Клеймор очень хорошо показывает, что на самом деле происходит с такой мангой.
Клеймор - манга интересная. Первое время она захватывает своей атмосферой ужасающего и сильнейшего зла, с которым можно бороться только другим злом. Потом она захватывает историей персонажей, их личными трагедиями. А в конце, историей самого мира, и эпичностью событий. На протяжении всей манги, большое место занимает экшен. Сперва, он показывает битвы более правдоподобно, потом всё более уходя в невероятные силы, и способности. Вообще, лично на мой взгляд, то как эта манга начиналась было в ней самым лучшим. Именно история Клэр, без других... Но это уже дело вкуса, как мне кажется. Но так вот, у экшена, начиная с некоторого момента, имеется одна проблема. Он очень уж завязан на рассуждения и замусоливании разницы в силах, способностях, каких-то тактических идеях.... И да, порой это может быть хорошо. Но только не в манге, где и так зрелищность экешена - вещь сама по себе спорная. А тут ещё и затянутые рассуждения, вкупе с силами, давно не имеющими отношения к человеческим возможностям. Знаете, мне чем-то это напоминает Наруто. Только не мангу, а аниме, где герои могли половину серии потратить рассуждая о разницы в силах между собой и соперником. Аниме это тоже интереснее не делало, но манге это самым откровенным образом вредит. Вместо того, чтобы так упорно расписывать разницу в силе, её можно просто показать. Да собственно Клеймор потом и показывает, и показывает довольно неплохо. Так что если выкинуть все эти рассуждения, манга станет только лучше.
Но тут возникает та самая проблема, с которой сталкиваешься при чтении почти каждой манги, достаточно крупной по размерам. Дело в том, что авторам свойственно: 1. Добавлять слишком много персонажей. 2. Мешать самим в себе в развитии мира и сюжета. С первым пунктом всё очевидно. Авторы добавляют кучу крутых и не очень персонажей, часть из них может умереть, часть выжить. Некоторые оказываются относительно хороши, некоторые плохи.... но им банально не хватает времени и сил, чтобы этих персонажей развивать. Вместо этого новые персонажи начинают воровать страницы у тех, кто был с самого начала, у тех, к кому уже успеваешь привязаться, и за кого переживаешь. Нет, честное слово, Клэр и её юного подопечного СЛИШКОМ мало в этой манге. И можно вроде бы оправдываться тем, что это не их личная история, что это в целом развитие сюжета.... но тогда надо было поступить иначе. Не вводить двух центральных персонажей изначально, чтобы, фактически, наплевать на них почти до самого конца. Стоило в этом случае сделать упор на организации в целом, с самого начала манги, а не с середины. Что-то подобное провернули авторы Класса Убийц, и у них получилось. Или, как альтернативный вариант, оставить стиль повествование, просто иногда меняя центральных персонажей. Иногда. Давая к ним привыкнуть, давая ими проникнутся. Но нет, Клеймор, да как собственно и большинство манги с такими проблемами, скачет туда-сюда, и в результате ни одна из Клеймор не вызывает столько симпатии и интереса как Клэр. Даже трети от них не вызывает. А вот по поводу того, что авторы сами себе мешают, тут дело вот в чём. История мира, его нынешнее состояние, его правила и легенды - это всё подаётся постепенно. И в этом есть смысл, ибо вывалив всё сразу, никакого интереса от читателя не добьёшься. Проблема в том, как это всё подаётся. Как правило, вначале таких историй информации мало, но она ценна и интересна. В том числе потому, что её мало. Потом, по мере того как растёт градус эпичности (а он растёт почти всегда), информации становится всё больше и больше... и в конце концов, повествование начинает трещать под грузом этой информации не меньше, чем под грузом кучи малоизвестных персонажей. Манга зацикливается на самой себе, пытается развить темы, которые не имело смысла даже затрагивать, и разрешить противоречия, которые не было смысла создавать. Но сделанного уже не воротишь, и даже понимая, что они в прошлом наворотили слишком много, создателям приходится всё это куда-то приводить, потому что хуже малоосмысленных сюжетных элементов могут быть лишь те, что никуда не ведут.
И не подумайте, Клеймор очень даже хорошая манга. Особенно вначале. И признаюсь, несмотря на некоторые огрехи подачи в её конце, мне нравится то, как развивается сюжет в целом. Мне нравится та тайна, что скрывалась за всеми событиями, и то, как манга закончилась. В общем, я не могу упрощать насчёт неё, и просто говорить что она "скатилась". Нет, просто она стала под конец хуже чем вначале, и даже эпичность сражений и сюжетных поворотов это не смогли полностью компенсировать. Но, они достаточно хороши, чтобы я однажды захотел эту мангу перечитать. Когда-нибудь.
Кстати, что мне нравится в этой манге, так это то, что несмотря на то что она сделана для мужской аудитории, она не пытается особо выезжать на сексуальности женских персонажей. В общем-то, с самого начала читателю мужского пола дают понять, что воспринимать их как сексуальный объект не стоит, ибо "Фу!", несмотря на милые лица. И это придаёт особый шарм. Я бы даже сказал, что это манга писалась не столько для мужчин, сколько для женщин с интересом к подобным произведениям. Им вполне вероятно может понравится, что главные персонажи и основная движущая сила сюжета - женщины. И при этом, вовсе не Сёдзе-Девочки, и не типичные брутально-сексуальные героини, которых полным полно в манге и аниме. Нет, это достаточно суровые, брутальные, но при этом полностью женские персонажи, у которых есть своё чувство достоинства. Я бы сказал, что это могло бы даже понравится феминисткам. Наименее радикальной их прослойке, которая не ищет любой повод, чтобы оскорбится. Ибо поводов для оскорбления в этой манге - масса.
многие манги скатываются. с этим согласен но вот как раз клеймор не скатилась. чётко поставленная цель у каждого и она постепенно выполняется. много персов это хорошо. а то какой толк в всех этих номерах если не показать их?
Ну, показать их показали. Только толку, если почти все довольно оперативно умирают, и кроме внешности и пары боевых возможностей (в которых и так легко запутаться), мы о них не узнаём. А те кто живёт долго... их развитие тоже почти не идёт. При таком обилии персонажей, всего 3-4 получаются действительно полноценны. При том, что им уделяется очень мало места в манге.
Насчёт целей я спорить не буду. И я тоже не считаю, что она скатилась. Но дело в том, что события и персонажи ближе к концу манги начинают сильно концентрироваться. Часть этого требует сюжет. Часть - прошлые наработки и ответвления. И в результате, манга становится слишком насыщенной событиями и информацией. И приличная часть из этого не имеет сюжетного смысла. И не способствует развитию персонажей. Наоборот, лишь отвлекает от главного. И если бы всех этих бессмысленных веточек не было, читался бы конец намного лучше. Впрочем, этим почти каждая манга страдает подобная. Начиная от Наруто, и дальше в бесконечность.
в чем то автор с вами согласен. особенно про "скатывание". уж какая манга действительно скатилась под самый конец, под грузом самой себя, так это за примерами далеко ходить не надо. Блич и Ганц!! вот яркие примеры, как манги под конец убивают сами себя :/ если читали, вы должны понимать о чем я говорю. Ганц под конец ушел в какую то ересь про "бога", которого нет и великанов-пришельцев, откровенно слив персонажей, которые были ключевыми на протяжении всей истории :/. Блич - последняя арка, которая началась довольно не плохо и могла бы вытянуть мангу из застоя, скатилась в такой лютый трешак, с "внезапными новыми силами" героев, сливом некоторых ключевых персонажей (при чем совершенно по дурацки), и невнятным главным имбо-злодеем, которого сливают роялем не виданного идиотизма! :/ ну а про финал я вообще молчу! он просто НИКАКОЙ!! вот это примеры, как можно реально слить хорошие истории под самый конец :/ так что Клеймор на их фоне еще очень даже достойно закончился а учитывая какие вопросы она оставляет в конце, то со временем вполне можно ждать второй части или какого нибудь спин-оффа, о войне на континенте, про которую говорили, Организацию и ее истоки, и про расу драконов, от которых все пошло
Насчёт спин-оффа было бы не очень логично. Разве что очередная мини-манга главы на 2. Сделать историю про эту войну похожей на историю Клеймор не выйдет, в ней очень много деталей, которые в адекватном варианте не перенесёшь. Я опять же с этим не спорю. По сути в Блич (его помню лучше чем Ганц, хотя читал оба) можно пустить последнюю арку как отдельную, довольно плохую мангу. Да, там раскрываются некоторые детали из прошлого.... которые на сюжет не влияют почти никак. И прошлые арки манги им не нужны (если из-за врага погибла твоя мать, ты и так будешь его ненавидеть, и нет разницы, какой именно там Пустой её убил). В общем, Блич как раз очень близок к тому, чтобы употребить слово "Скатился". С Клеймор всё иначе. Там действительно логично развивается сюжет. И концовка связанна с серединой, и даже с началом манги. По сути, в ней ничего не разобрать без этого. И это само по себе хорошо. Вот только они всё равно запутались в собственном творении, и это отразилось на его качестве. Явно, что прошлые наработки и необходимость всё завершить, стали сковывать творческий процесс. Ещё из таких вещей, можно сравнить это с концовкой Наруто. Там тоже слишком уж много информации о мире концентрировано выливают, а главный злодей вообще высосана из пальца. Но во-первых, это всё делается в сопровождении экшена, который получше чем в Клеймор. Хотя-бы потому что даже близко не пытается казаться реалистичным. Во-вторых, она там просто бутафория. Нет, ну серьёзно, секрет возникновения чакры, и прочее.... кого из читателей это волнует, когда с ней вместе сражаются в жутком пафосе Наруто и Саске? В общем-то, самое главное, что Наруто выезжает в своей концовке на персонажах. На том, что у многих из воюющих нинзя, как и поднятых мертвецов есть имена, предыстории... и у многих есть даже личности, как и верные фанаты среди читателей. В результате этот бой становится не сражением кучи очень крутых бойцов, на большинство из которых нам плевать, а борьбой меду персонажами, которых люди знаю и любят. Потому что им уделили должное внимание при написании самой манги. Потому противостояние их друг другу, смерти на поле боя.... всё это имеет значение, и хоть как-то откликается. Концовка же Клеймор где-то на 60-70% состоит из битв одних бесполезных болванчиков с другими бесполезными болванчиками Кроме 3-4 персонажей, мы почти ничего о них не знаем, и им просто невозможно сопереживать. И то что они умирают, это никак по сути не отдаётся. Да, там есть неплохие моменты, когда это связано, скажем, с Клэр. И вообще, причины для этого обоснованы, и фон для этого хорош. И даже в целом, мотивация понятна. Но это всё равно не делает финал действительно хорошим. Несмотря на то, что картина мира раскрывается даже как-то логичнее и правильнее, чем в Наруто.
достаточно спорное мнение, по всем пунктам одновременно.
многие манги, даже самые известные, типа блича и гинтамы, и клеймор в их числе, создаются в самом процессе, развиваясь, одновременно развивают и мир, и сюжет. множественность героев это не плохо, это закладывает заранее большой задел для мира. и вводная глазами каких-то определенных персонажей, это не столь редкий ход, и осуждать этот художественный прием только потому что он не в вашем вкусе это довольно спорное занятие. да, бывает иногда интереснее, когда мангака сосредотачивается на главном герое и маленьком отрезке манга-вселенной, но чаще расширение горизонтов, вид и чтение манги не с одной маленькой точки зрения, а с нескольких точек сборки, окидывая взглядом всю экспозицию в целом, идет только на пользу и сюжету и читателю. манга клеймор как раз из таких. бывает полезно расширить свои собственные горизонты, не зацикливаясь на одном определенном персонаже.
Вот этот абзац звучит довольно сумбурно со стороны: "Манга зацикливается на самой себе, пытается развить темы, которые не имело смысла даже затрагивать, и разрешить противоречия, которые не было смысла создавать. Но сделанного уже не воротишь, и даже понимая, что они в прошлом наворотили слишком много, создателям приходится всё это куда-то приводить, потому что хуже малоосмысленных сюжетных элементов могут быть лишь те, что никуда не ведут. " спорно. вы и не согласны с развитием сюжета, и хотели бы, чтобы мангака сделал коротенькую историю вообще только про Клэр, без всякой информации, концентрированного сюжета, развития мира и заморочек. мне кажется, большинство читателей с вами в этом не согласятся. зацикливание манги было бы, мне кажется, если бы шло наоборот, как раз в соответствии с вашими желаниями, на одном персонаже типа Клэр, не развивая мир дальше и не показывая дальше подноготную мира и истории иных персонажей. какое же это зацикливание, в самом деле.
" -На протяжении всей манги, большое место занимает экшен. Сперва, он показывает битвы более правдоподобно, потом всё более уходя в невероятные силы" эээ... кто показывает битвы правдоподобно, экшн? и сам показывает? жанр или действие показывает? может быть, он показывается?
"И в результате, манга становится слишком насыщенной событиями и информацией." вы считаете это недостатком любой манги или только данной? мне кажется, не все с подобным утверждением могут согласиться. "И приличная часть из этого не имеет сюжетного смысла. И не способствует развитию персонажей. И если бы всех этих бессмысленных веточек не было, читался бы конец намного лучше." - мне кажется, сам мангака будет несколько иного мнения, как и не все читатели. спорное утверждение.
на мой взгляд, язык рецензии немного сумбурный и путаный, и это мешает выразить в ней яснее поднятые вопросы.