Отзыв на мангу Бездомный Бог

Оценка автора: 8/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Человек может выбирать между добром и злом,
но к богам это не относится. Боги делают то, что захотят,
даже если это означает чьё-то мучение или смерть.


Бывают произведения, которые ты обожаешь какой-то иррациональной любовью даже несмотря на все очевидно неоднозначные решения автора. А есть произведения, которые вроде можно объективно считать более чем качественными, но которые всё же почему-то не получается назвать "любимыми". В моём случае не могу не относить Бездомного бога именно ко второму варианту - это определённо чудесное произведение, но в список любимых пока что не попало.
Хотя даже так мне, конечно, есть что о нём сказать, ведь эту историю знаю больше семи лет, и она меня не разочаровывала - я действительно ждала её из хиатуса в своё время. 

1. Немного о жанрах и соответствии с заявленной аудиторией.

° Фэнтези - Сверхъестественное // Мистика.
Я люблю этот жанр и мне вполне нравится, как авторы над ним поработали. 
Во-первых, концепт двух миров, которые интересно сочетаются между собой. Один - обычный человеческий, второй - мир божеств, умерших людей и злобных духов. В одном мире буря - самый обычный сильный ветер, во втором - происки сражений богов и нечисти. Хотя в любом случае эта буря - стихия, которой ты не можешь сопротивляться: она хватает, кружит и уносит.
И это правда создаёт прекрасную эстетику истории - с одной стороны она максимальна обычна, естественна, натуральна, даже слишком повседневна, а с другой - фэнтези в традиционном японском стиле и элементы фольклора. Весьма контрастно, хоть и сам концепт нескольких миров, конечно, не является новаторским и тянется ещё из глубины веков.
Во-вторых, сами сверхъестественные существа. Тут тот случай, когда разница между представителями низшей и высшей мифологии - призраками и божествами - более чем значительна. Интересным является то, что божества тут вполне могут умереть - и даже несмотря на то, что известный бог всё же получит реинкарнацию, он будет не совсем той же самой личностью. Любопытна совершенно различная участь людей после смерти - идея с тем, что некоторые люди после смерти становятся божественным оружием не оригинальная в полной мере, но выглядела интересно. Интересно, насколько жутких существ поражают негативные человеческие эмоции. Любопытно, что обыватели вполне могут взаимодействовать с сверхъестественной чертовщиной, только потом забывают об этом.

Но это только внешний пласт. Мифологические и сказочные мотивы никогда не устареют, потому что они отсылают к тем самым архетипам, что укоренены в подсознании людей наиболее глубоко. Даже если сам концепт религиозности слабеет со временем, человеческая культура и, как следствие, менталитет каждой отдельно взятой личности в любом случае сформированы под влиянием религии в той или иной мере.
Мне, как любителю религиоведения и культуры, очень нравится, что авторы в данном случае не просто рандомно создают новый сеттинг – они делают его на основе существующей мифологии. И копают в неё достаточно глубоко, не останавливаясь на поверхности - тут не только использование самых известных элементов.
Это первая вещь, что зацепила меня в данном произведении. Как мне кажется, изучать дополнительные материалы по мифологии параллельно с чтением очень интересно, ведь именно так можно строить теории о дальнейших событиях и открывать для себя новые смыслы.
Собственно, тут есть внимание авторов к деталям - и к тем, что являются отсылками на мифологию, и к тем, что с ней не связаны. И это можно считать должной прописаностью, хотя и сам сюжет не увлекает своей закрученностью.

° Драма/трагедия и романтика как вариант её воплощения.

Это произведение из тех, где трагическая минорная тональность всё же несколько перебивает комическую мажорную – особенно с учётом того, что сама комедия здесь далеко не сильнейшая, на мой взгляд (хотя, кстати, пускать тонкую иронию авторы умеют неплохо).
Драма тут начинается достаточно быстро, ещё в первой арке, а дальше только понемногу набирает обороты и доходит до того, что на данный момент в онгоинге мы давно не выбираемся из её плоскости. Остаётся открытым только вопрос о том, насколько эта самая драма перейдёт в разряд трагедии дальше.
Хотя, справедливости ради, всё же это произведение не является для меня одним из самых-самых грустных. Оно печальное, безусловно, но от грусти мне не становилось невыносимо - в субъективно самые печальные моменты меня чаще охватывала злоба на плохие действия в сторону тех, кто такого точно не заслуживает. По крайней мере, пока именно так.
Стоит также отметить, что на создание драмы тут играют и определённые достаточно жестокие детали, количество которых увеличивается по ходу истории. Но, благо, от них произведение не становится "жестью ради жести".

Один из вариантов того, где можно проигрывать эту самую драму – романтические линии. Их несколько и не одну из них нельзя назвать полноценно счастливой, а основная романтическая линия так вообще из тех, что имеют слишком значительную перспективу не закончиться счастливым финалом. Вариации классического тропа формально "невозможной любви", не иначе. 
Но тут нельзя не заметить то, что сама романтика абсолютно не приторная и не "перебивает" другие жанры - она не мешает и выглядит органично. Романтические отношения здесь не имеют большего значения, чем дружественные, семейные и прочие – и мне это определённо очень нравится, ведь иначе было бы обесценивание.

° Сёнэн как заявленная аудитория и следующие из этого приключенческие и боевые элементы.
История вполне соответствует выбранной аудитории и является довольно качественным сёнэном.
Нет, конечно, сейчас читателю ориентироваться на заявленную редакцией журнала аудиторию ещё та глупость, но в данном случае наполнение истории с ней совпало - и совпало в далеко не в худшем виде, ведь это не какой-то посредственный баттл-сёнэн, а нечто значительно более проработанное.
Соответствующий фансервис, конечно, есть, куда же без него. Но все же он не слишком резал мне глаза - особенно с учётом того, что с ходом сюжета его количество, кажется, несколько уменьшается.

Те элементы приключений и боевика, что тут есть, смотрятся вполне неплохо, очевидно создавая внешний событийный ряд, за которым, на мой взгляд, следить достаточно интересно.
А самое ценное, что эта внешняя динамичная событийность фабулы подкрепляется глубокой внутренней - без того наполнения, которое тут есть, все драки и противостояния бы не имели такого значения.

2. Немного о тематике, смысловой нагрузке.

Для меня самой яркой тематикой этого произведения является тема взросления личности и того, как на это – пагубно или гармонично – влияет родительская фигура. Вплетение данной смысловой нагрузки связано не с одним и даже не двумя персонажами, а с целым рядом героев.
Как я и писала выше, это произведение значительно связано не только с самими персонажами как отдельными личностями в вакууме, а и взаимоотношениями и "химическими реакциями" между ними – романтическими, дружественными, семейными и отношениями формата "господин – слуга". Поэтому я и выделяю как главную тематику и процесс внутренней трансформации, который проходит отдельная личность (взросление), и влияние на это окружающих. Ведь очевидно, что личность, которая ещё не стала действительно взрослой, подвержена такому влиянию со стороны других значительно больше.

Основной диалектикой в этом произведении я бы назвала даже не самые избитые тандемы добра и зла или света и тьмы, хотя им, конечно, уделено немало времени. Самой яркой дихотомией я бы нарекла тематику жизни и смерти, которая действительно имеет здесь, как мне кажется, наибольшее значения. Помимо этого тут можно, например, рассмотреть классическую диалектику Аполлона и Диониса - порядка и хаоса - она тоже не на последнем месте в смысловом наполнении.
 
Так же в этом пункте мне точно хочется отметить те безмерно самобытные вкрапления синтоистской и буддистской философии, что можно заметить в этом произведении. Для меня они действительно были очень интересными, хоть я и, возможно, не могла бы согласиться со всеми концепциями до конца.

Собственно, даже сам факт того, что мне есть о чём написать касательно этой манги в данном пункте, уже говорит о том, что она достаточно качественна и не является пустышкой без капли смысла, которую читаешь только ради эмоций, не вынося для себя ничего в итоге.
За наличие достойной идейной составляющей я, конечно, сразу добавляю произведению баллы в личной оценке – и это именно такой случай. Особенно с учётом того, что сама смысловая нагрузка меня действительно зацепила, но это уже, вероятно, уходит в сферу чисто субъективного. 

3. Персонажи, прописанность персонажей.

У нас есть протагонист и ещё два персонажа, которые формируют с ним главное трио, динамика которого превращается в какой-то мере в подобие отношений родителей (или старших брата и сестры) с ребёнком (младшим братом). Я видела разные варианты произведений с концептом наличия именно главной троицы, но именно такой вариант конфигурации далеко не самый избитый и выглядит хорошо.
И тут интересен уже даже сам факт того, что роль рассказчика фактически исполняет не главный герой, а одна леди из этой самой основной тройки. Как мне кажется, такой приём смотрится достаточно интересно.

На мой взгляд, все трое основных персонажей и их взаимоотношения прописаны достаточно неплохо. Каждый из наделён своими сильными и слабыми сторонами, никто не является приторно идеальным. Внутренний мир каждого из не является статичным - он находится в динамике по ходу событий, меняются. Они не просто картонные типажи, а нечто больше и глубже. 
Двое возле главного героя - самые дорогие ему люди: девушка, в которую он влюблён и парень, для которого он должен был стать отцовской фигурой. Эта парочка - те, кто толкают протагониста вперёд и наставляют его на путь истинный, дают мечту и уверенность в ней.
Не знаю как другие, но я всех троих считаю чудесными ребятами, которых нельзя не любить. Каждого отдельно и всех вместе в тандеме.

Персонажей, на которых заостряют внимание, тут не слишком большое количество. Внимание не рассеивается на многих и это в целом не то чтобы очень плохо. В таком случае при внимательном чтении трудно про кого-то забыть.
Да и сами значимые второстепенные персонажи достаточно разнообразные и многие из них имеют достаточно чёткую яркую индивидуальность, что отличает их от других. Приятным бонусом шло то, что действительно значимого раздражения почти никто не вызывал.
Некоторые герои меняются, другие же не столько развиваются, сколько просто показывают свои новые стороны. Но есть, конечно, и те герои второго плана, что скорее остаются на тех же позициях, на которых и были изначально.
И, что мне нравится, тут трудно найти кого-то, чью слова и действия всегда были бы хрустально чистыми и правильными, безошибочными. 

Но именно при разговоре о персонажах всплывает то, что меня в этой истории, мягко говоря, не очень впечатлило. Это главный злодей.
Как и антагонисты многих других историй, он пытается играть в свою манипулятивную игру. Но почему-то от этого вообще не перехватывает дыхание, как в иных случаях. Значительную часть фандома он скорее просто раздражает.
И я даже не знаю, почему он именно вызывает только такие чувства. Возможно, ему просто не хватает какой-то харизмы? Конечно, не каждый главный злодей обязан быть вариацией тропа "великолепного мерзавца", но лично мне тут именно таких ноток не достаёт. 
Мы вполне имеем представление, откуда растут ноги у его мотивации. И это у меня "вау-эффекта" не вызывает, ведь его цель всё ещё не оправдывает используемых средств. Конечно, злодей на то и злодей, чтобы совершать непростительные действия, но... Это можно было бы перекрыть, например, прописыванием формирования личной внутренней мотивации, а не только событий, которые стали причиной действий героя извне, но этого пока нет. 

4.  Немного о художественной работе.

К визуальному изображению вопросов у меня нет. Лично мне картинка более чем нравится.
Рассматривать детали на обложках томов и на их основе строить теории было достаточно любопытно. 
В этом пункте меня забавляет только одна деталь - неопределённость цвета глаз некоторых персонажей, что фактически ничем не мотивирована. Мне редко попадались комиксы с подобным явлением.

• Заключение
Советую к прочтению. Работа выполнена качественно, история имеет достаточную глубину и самобытную эстетику. Очень повезло, что у этой истории два автора, ведь это дало возможность хорошо поработать и над картинкой, и над сценарием.
Субъективная оценка: 88 из 100, хорошо (B). 


Закат - граница между днём и ночью.
Существа из мира живых боятся темноты и прячутся.
Существа из мира мёртвых выскальзывают в сумрак и правят в нём.
Раньше люди говорили, что ночью можно встретить призраков.
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Прокрастинация
Аватар Прокрастинация
Все отзывы Прокрастинация 3
Все отзывы на Бездомный Бог
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 27.12.21

Меню