Оцените отзыв
Данный сайт - сайт манги. На это намекает что-то в названии, там, кажется, упоминается манга. Однако, на нём есть и западные комиксы. Одни, как Аватар, имеют определённые связи с японскими. А другие, как Фейбл, не имеют этих связей вообще. Ну вот абсолютно никаких. Это настолько западный комикс по исполнению, по персонажам и сюжету, что просто дальше некуда. Да чего там, там самый мизер азиатских персонажей, и те - ходячие стереотипы.
И всё-таки, я очень рад, что он тут есть. Мне нравится читать мангу с этого сайта, и прочитать этот комикс было весьма приятно. И, мне даже как-то трудно сказать почему. Но я попробую.
Первое, что приходит в голову - это сеттинг. Все персонажи - пришли прямиком из сказок. Всё больше европейских. И все они остаются теми самыми сказочными персонажами, что мы знаем. У них есть свой закрытый от обычных людей кусок мироздания. У них есть свои правила, по которым они существуют. Идея с безумной задумкой в духе: "А что если бы Х жил в реале, и в наше время?", оказывается до крайности проработанной.
И хорошо продуманны сами персонажи. Они вовсе не такие, какими мы их ожидаем увидеть. Но все изменения органичны. Не можете понять, почему ваш любимый Х в этом комиксе такой странный? В 97% случаев ответ будет либо: "Потому что он многое пережил, и логично, что он так изменился", или: "Ну, логично что он был таким изначально, это подходит его образу из историй".
Так что каждый персонаж - это именно тот, кто он был, каким придуман. Но все они разные. Все изменились по-разному. И образы их нынешних тоже очень хороши. Если бы не полная увязка сюжета на том, что они - Сказочные, то про таких персонажей можно было бы всё равно написать комикс, и он был бы весьма неплох.
Два самых главных плюса, с моей точки зрения - это атмосфера, и идеи что комикс несёт в себе.
Атмосфера - это столкновение сказочного мира, довольно близкого к фэнтези (а по сути воплощающего почти любой типичный фэнтези-мир как собственную часть), и суровой, порой грязной и жестокой, реальности. При этом не показано, что миры Сказочных намного лучше чем мир Простаков, то есть обычных людей. Вас кидают то в высшие сферы, в которых игры ведут сущности, близкие по своей сути к богам, то опускают на грешную землю, напоминая, что нужно оплатить счёт за электричество. И делают это так умело, так органично, что даже нет контраста. Это всё часть единого мира, всё это работает на создание конкретной потрясающей атмосферы.
Идеи - ещё одна замечательная часть. Их тут множество. Все они высказываются в разных формах. Порой, они оказываются достаточно банальны, а порой не просто противопоставлены стандартным представлениям и посылам, но и крайне агрессивно на них нападают. Например, по поводу того, что такое Надежда, и зачем она вообще нужна. Или почему иные девушки влюбляются в героев и злодеев на самом деле. Авторы словно бы копают чуть глубже во всех вопросах, а в иные закапываются с головой. И, несмотря на то, что в целом, есть в комиксе антагонисты и протагонисты, в нём не так много откровенных злодеев и откровенных героев. И те и другие показаны достаточно человечными. Да чего там, даже местное воплощение Тьмы и Страха, оказывается способен на достаточно обычные чувства. И, хотя он явно злой персонаж и откровенный антагонист, за него переживаешь. Он ощущается одним из участников конфликта, может худшим из них, но имеющим достаточно веские причины в этот конфликт ввязываться. Или, скажем, идеи политического устройства и его последствий. Герои могут бороться с очень опасным врагом, и, в конечном счёте, победить его. А потом окажется, что это создало больше проблем, чем решило. И вам самым буквальным образом сунут под нос две правды. Правда о том, что жертвовать миллионами и жизней ради миллиардов - это не всем под силу, и это вовсе не делает человека, способного на это чистым злом. Вам как бы всеми способами показывают, что победив очередного злодея, герои сделали НАМНОГО хуже и великому множеству людей (и всяких прочих сказочных существа), а может даже и самим себе. Но другая правда в том, что их припёрли к стенке, и победа была необходима для выживания. Это не вопрос морали. В этом конфликте обе стороны аморальны, и каждая на свой собственный манер. И это действительно потрясающе.
Но помимо плюсов, есть тут и много минусов.
Для начала - сюжет. Сам по себе он странный. Первая часть комикса безусловно хороша, но вот потом всё начинает идти как-то слегка вымучено. Прямо ощущается, что дальше уже придумывали на ходу, что идеи-то может и были изначально, но никто не думал, что их действительно придётся реализовать. А ещё, меня крайне бесит манера повествования. Между отдельными историями прыгают постоянно и не обоснованно. И ладно, когда они напрямую связаны. Но когда вся связь в общей завязке, но возникает вопрос: "Зачем?" Если рассказать вначале одну историю, а затем другую, сюжет не потеряет ничего, а только выиграет. Но тут, я полагаю, дело в том, что я читаю всё подряд, а комикс выходил постепенно.
А, и ещё, авторы периодически (особенно ближе к концу) любят давать ответы на вопросы, которые звучат очень даже уместно. Скажем, и это не спойлер, это дают понять изначально, Сказания бежали в мир обычных людей от страшного Врага. Поначалу, это скорее некая страшная, абстрактная сила, которую читатель априори не в силах понять. Постепенно мы знакомимся с этим Врагом, и начинают появляться вопросы. Например, почему Сказания оставили в покое после бегства? Вам дадут ответ, но он будет каким-то вымученным, неправдоподобным. Неподходящим для хитрого и опасного Врага. И вы решите, что это сюжетная дыра, и просто смиритесь с ней. А потом, вам расскажут, почему НА САМОМ ДЕЛЕ их оставили в покое. И это будет куда более логичный повод. Вот только о самом вопросе вы думать уже забудете к этому моменту. И это только один пример. Это странное сюжетное решение, это и не минус и не плюс... Представьте, что вы заказали в ресторане стейк с пюре, а потом десерт. Но сразу вам принесли только пюре. А потом, вместе с десертом, принесли целых два стейка по цене одного. Это одновременно и приятно, но и как-то неуместно, дискомфортно. Собственно, изрядная часть сюжета именно так и можно описать. "Приятно, но дискомфортно".
Рисовка - та ещё проблема. Она местами очень хороша, но.... Она прыгает. Стиль рисовки меняется, и это ну ОЧЕНЬ вредит персонажам. В течение полусотни выпусков преподносят Пиноккио как очень взрослого парнишку, заключенного в теле мальчика. И рисовка этому способствует, давая ему достаточно взрослое лицо, сердитый и недовольный взгляд. Буквально всё в ней показывает, что он взрослый, и ты легко можешь понять, почему он так бесится из-за того, что постоянно остаётся ребёнком. А потом БАЦ, и другая рисовка, видимо вообще другой художник. И теперь Пиноккио - самый обычный маленький мальчишка, с невинным наивным личиком. Это реально бесит, это реально портит впечатление. Если хотите сравнения с мангой, то это всё равно что где-то в середине манги Евангелион, вместо Икари Синдзи стали бы рисовать как Наруто в начале своей манги. Он бы вёл себя как Икари Синдзи, переживал бы всё также, но.... Выглядел бы как взбаламученный гиперактивный пацанёнок. И ладно, если бы это была сознательная шутка или пародия. Но нет, там очевидно, что это не специально так сделано.
И ещё одна, важная проблема - это распределение внимания между персонажами. Откровенно говоря, многие интересные герои остаются почти за кадром. Неинтересные редко получают много времени, тут надо отдать должное. Но порой неплохие, в общем-то, персонажи получают столько внимания. и так концентрировано, что от них просто начинаешь уставать.
И, всё-таки, несмотря на все эти минусы, я ни разу не жалею, что прочитал Фейбл, и всем рекомендую хотя бы начать. Зайдёт или нет - будет видно. Но, в своём роде, этот комикс - уникальный опыт. И при этом более чем качественный и увлекательный. Стоит попробовать.
Дата публикации: 14.07.18