«Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт».
Майкл Эртон
Пожалуй, именно аналогия с лабиринтом стала для меня корректной при написании данной рецензии. Лабиринт как замкнутая на себя система, лабиринт как среда обитания без права выхода из него, лабиринт внутри людских душ, творцами и стражами которого они сами и являются. Сложное произведение, многоуровневое наслоение острых вопросов и не менее уродливых ответов. Выставка скелетов, которые уже не влезают в шкафы. И грех — это кровь, воздух, энергия событий манхвы.
Сразу предупреждаю - чтение непростое. Оно требует затрат эмоциональных и моральных. Не готовы вкалывать как вдумчивый чтец — НЕ ПЕРЕХОДИТЕ ГРАНЬ. Эта дверь не для вас. Потом не говорите, что не предупреждал.
Здесь нет смысла начинать чтиво для отдыха. Нет смысла кидать чтение на середине. Тут все надо пройти до конца. Это челлендж. Готовы?
Структура манхвы следует по схеме детство-отрочество-зрелость. Привязывается к концертным датам реального мира и по сути максимально сливается с нашей с вами реальностью насколько это возможно для жанра мистики. ГГ растут по мере продвижения событий. Для такой истории это гармоничное изложение событий. Героев немного, это радует. Для каждого из них отведено много хронометража и каждый раскрывается согласно авторскому замыслу.
Есть ли у манхвы основа? Да, это многогранность человеческого уродства. Моральных мутаций. Эмоциональных допущений. Духовной слепоты.
Вообще, моральное уродство как людская природа здесь рефрен всех поступков. Автор внушает нам это все главы манхвы. Верит ли он сам в это? Вовсе нет. Гиперболизация отвратительных мотивов и последствий участников драмы, скорее технический прием чем отражение мировоззрения манхваки. Душная атмосфера взаимной поруки, замешанной на пороке и стыде за слабость отказаться от него, достигает неимоверных высот, кажется, что из нарочито коричнево-серых фреймов невозможно вырваться. Но автор то тут, то там оставляет намеки для надежды. Героиня произведения — Хвая, не смотря на происходящее с ней находит способ самовыражения — рисунки. И эти рисунки как цветные окна в общем-то мрачной атмосфере ее вселенной. То есть автор оставляет ей потенциал для роста и способность разорвать путы лабиринта в дальнейшем.
Второй ГГ — Ли Ю как наглядное пособие по эволюции персонажа от обычного шалопая до в общем-то почти героя. Манхвака поступает жестоко, кидая этого непосредственного ребенка в вовсе недетскую ситуацию. И проблемы, которые он по детски воспринимает и старается решить — это неимоверно уродливый допинг для личностного роста. Ведь ему по сути пришлось узнать, что такое Грех. И это знание стало источником печали. Мучительный процесс взросления сопровождается отчаянными попытками понять, а так ли это нужно- знать ответы. Быть живым не смотря на смердящую атмосферу вокруг? И мы вместе с Ли Ю не без мучений открываем для себя ответы. Эта психологическая анатомия — самая сильная часть манхвы. И для безразличного отношения к ГГ и сюжету тут лазеек нет. Абстрагироваться от происходящего не получится. Никак. Выражаясь языком игр — автор изначально поставил уровень прохождения на хардкор.
Манхвака в отношении Ли Ю авторитарен, он насильно возвращает его к прошлому, от которого он убежал. ГГ ОБЯЗАН ответить на все вопросы. Он ОБЯЗАН пройти путь до конца. Вместе с ГГ у нас просто нет выбора. Его просто не было изначально.
Счастье нужно выстрадать?
Блаженство в неведении?
Добро должно быть с кулаками?
Вопросы множатся в геометрической прогрессии.
Привычная картина мира Ли Ю по мере прочтения манхвы подвергается многочисленным корректировкам- это своеобразное духовное вскрытие почти не оставляет ему шанса на обычное человеческое счастье. ГГ балансирует на тонкой грани одержимости и отчаяния. Убив дракона, сам им становишься? В данной манхве ГГ убивает внешних и внутренних «драконов» пачками и наверное только моральная основа характера, о которой нам не дают забыть, помогает избежать легкого пути сумасшествия. «Закваска» ГГ - быть героем как чеховское ружье на стене — стреляет. И стреляет вовремя. Кулаки и драки — это бледные тени внутренних сражений. Классическое столкновение хорошего парня и протагонистов тут скорее как дань традициям. Экшн должен быть. Тут отрытый конфликт всего лишь один из множества способов показать отвратительную сущность злодеев.
Локации произведения намеренно сдвинуты по схеме подвал-район-город. Клаустрофобия как тон пространственных решений. Низкие потолки, узкие улочки, кривые векторы для маневра. Маниакальное стремление творца истории показать всю лакированную гнусность порока. Почти все действа происходят в подвале дома и искаженных, тусклых, почти черных уголках района города. Словно бы горизонт обзора сужен, деформирован как исковерканы души протагонистов, чьими охотничьими угодьями стала эта мистическая, уродливая тайна Хваи. Это монотонная цветовая гамма лучше всяких слов объясняет суть конфликта. И она так контрастирует с первыми главами манхвы, где слой мира Ли Ю еще не пересекся с миром Хваи.
Эмоциональная карта манхвы стремится от маскировки десятого приключения к очень взрослой драме с примесью мистики. Берет ли на себя мистика львиную долю повествования? Нет. Она тут минимальна. Вся потусторонность тут скорее идет от внутреннего мира участников, их стремления «заморозить» реальность, и мистика как следствие этого кошмара наяву. С такими демонами внутри никакие реальные демоны не сравнятся. Для меня тут вполне корректно сравнение с фильмом Сайлент Хилл. Скажем так, очень много пересечений (не буквальных) и конец что там, что в манхве очень поучительный.
Теперь о рисовке. А автора свой стиль. Очень качественное владение рисунком и динамикой, мимикой. Цветовая гамма работает на атмосферу событий и легко разграничивает смену настроения ГГ. Рисунки Хваи — это произведение в произведении. В общем, для глаз очень приятная работа манхваки.
Итак, что имеем в остатке?
Крепкая работа. С проработанной мистической и психологической составляющей. Качественной рисовкой и глубоким сюжетом.
Дерзайте.
Всех благ!