Отзыв на мангу Тетрадь смерти

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

"Книга жизни" - вот что приходит мне на ум, когда сейчас я вижу название этой манги. При анализе задумки автора следует всегда обращать внимание на то, почему название такое, а не иное. Если подумать о том, почему авторы назвали это произведение и соответствующий инструмент Тетрадью смерти, то даже человеку, далекому от религий, сложно не заметить эту аналогию.

«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»

Книга жизни дарует вход во врата рая, бессмертие души. А тетрадь смерти дала Лайту власть убивать.

Удивительно, но у многих читателей возникают какие-то сомнения в том, о чем эта манга. Не утихают споры о том, кто нравится больше - Лайт или L. Диванные критики рассуждают о слабости произведения исходя из упрощенной детективной линии и неправдоподобии образов  героев. Хотя истина лежит на поверхности.

"Тетрадь смерти" - это не экшн и не детектив, хотя эти жанры являются доминирующими в канве повествования (что нельзя отрицать). Основной же жанр здесь - это роман воспитания.

Создатели не пытались показаться умниками и восхитить читателя гениальностью главных героев, хитростью сюжета. Здесь имеется вполне простой спланированный сюжет, где постепенно нарастают всё новые нюансы и препятствия, словно паутина, которую плетет паук. Главной целью было раскрытие жизни и ее неоднозначности. Показать в том числе жизненный путь героев, а также различные сферы жизни (политика, религия, СМИ, правосудие, семья, преступный мир).

Потому и всю мангу следует воспринимать не через призму развлечения, а через призму нравоучения.

Но это и не Харпер Ли. Здесь по факту нет резонера. Герой является антигероем, и даже концовка не ставит однозначного приговора Лайту за его поступки, потому что люди продолжают боготворить его.

Нельзя не заметить и сходство идеи с "Преступлением и наказанием". Вопрос "твари дрожащей" невольно появляется в умах читателей, которые примеряют на себя роль владельца тетради смерти.

Являются ли написанные правила после глав случайностью для развлечения читателя? Нет, эти правила заставляют нас мыслить как Лайт, пытаться найти лазейку в правилах. Не правда ли, это действует? Сам читатель становится Лайтом. Потому что допускает мысли о том, для чего бы он использовал эту тетрадь.

Имеет место быть и нравственность использования тетради смерти как орудия справедливости. И это очень символично, что такое произведение появилось именно в Японии. В какой-то степени вопрос нравственности использования ТС можно сравнить с легитимностью атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

По факту именно второстепенные герои неявно подводят читателя к мыслям о жизненных ценностях и нравственности. Семейные ценности, любовь, самопожертвование, доверчивость - эти качества присущи второстепенным персонажам. А все невинные жертвы Лайта периодически появляются в его сознании, когда он осознает, что близок к проигрышу.

Ключевым моментом для раскрытия положения Лайта является сцена с отцом в больнице.

"Сила, позволяющая человеку убивать других - вот настоящее зло. И человек, обладающий такой силой, глубоко несчастен" - Соитиро.

Пусть это и было искушением, тетрадь смерти в первую очередь - это власть. Как я сказала, в манге раскрывается множество сторон жизни, а важнейшей стороной является параллель с политикой и власть предержащими. 

Как часто бывает, власть ложится на плечи человека не только как возможность, но и как груз. Особенно в политике нельзя обойтись без жертв, даже если намерения политика являются благими. Ведь помимо проблем, с которыми они борются, есть множество врагов, конкурентов и сама жизнь столь непредсказуема, что власть всегда может уйти из рук. Потому политические деятели изначально не могут позволить себе быть доверчивыми и открытыми.

Тот, кто приобрел власть и несметное богатство, всегда преследуем теми, кто хочет это отнять. Ведь власть - это не нечто материальное, а невидимая сила, которая влияет и на человека.

Но, как видно из манги, не всё идет как задумано. Ведь это жизнь, где есть множество переменных.

Манга начинается представлением 17-летнего Лайта  Ягами. Позднее, при анализе личности Киры, он называет Киру (то есть себя) наивным старшеклассником из обеспеченной семьи. Но L не согласен с тем, что он наивен.

Действительно, Тетрадь смерти попала в руки молодого человека с недюжинным мышлением и эрудицией. Но является ли его решение убивать преступников необдуманным? Почему он убивает невинных людей? Потому что он понимает, что мир - это не радужные пони и чем-то надо жертвовать ради "лучшего мира". А значит он, как минимум, не наивен.

И всё же ему 17 лет, он живет в обеспеченной семье. И, очевидно, именно это сделало его Кирой. Будь герой старше, то неоднозначность идеи использования ТС во благо была бы очевидна герою. Именно поэтому эта манга - роман-воспитание. 17 дет - это не тот возраст, в котором люди уже нашли подтверждение или четкое опровержение моральным ценностям, воспетым писателями и поэтами. И потому взрослый человек с устоявшейся личностью, либо не использовал бы тетрадь вообще, либо использовал ее для эгоистичных целей.

Безусловно, это конфликт Добра и Зла в мире и в человеческой душе. Манга буквально балансирует на грани цинизма.

Гениальные детективы (L, Ниа, Мэлло) также не являются идеальными. Они совершают преступления и используют тетрадь смерти. На мой взгляд, это прямая отсылка к Инь и Ян, где в инь есть частичка ян, а в ян есть частичка инь. Это та идея, что мир гораздо сложнее и неоднозначнее.

"Ведь никто точно не знает, что правильно, а что нет, что такое справедливость, что добро, а что - зло. Если бы даже Бог явился нам и объяснил все это, я бы обдумал его наставления и сам решил, правильно это или нет. Я такой же, как ты. Я верю в свою правоту и вершу свою справедливость". - Ниа.

И всё же лучше всего смысл произведения показывает последняя страничка манги.

"Однажды умерев, человек уже не может вернуться к жизни"

Это апофеоз всего. Не только того, что нельзя вернуть тех, кого убил Лайт. Но, в первую очередь, это символ того, что человек не может изменить своих поступков. Это символ того, что человек должен задумываться о своей жизни и о том, что он хочет своей жизнью изменить.

Поэтому детективы продолжают называть Лайта убийцей и маньяком. Потому что смерть не может даровать благо. Убийствами не изменить человеческую природу, всё равно будет место убийствам по случайности, в состоянии аффекта и т.д.

Здесь следует упомянуть образ L как главного детектива и самого яркого положительного героя. Почему L продолжал дружить с Лайтом? Являлось ли это дружбой или только работой детектива? Я считаю, что для раскрытия образа L стоит посмотреть с точки зрения прощения.

L общается с преступниками, то есть он в какой-то степени умеет прощать и закрывать глаза на несовершенства людей, также он допускает, что Лайт может быть ему отличным другом, даже будучи Кирой.

Однако сам Лайт не допускает мысли о том, что даже в наказании за преступления Киры ему будет даровано прощение. Помимо этого у Лайта были возможности отказаться от своего пути. Он мог отказаться от тетради, он мог рассказать отцу или предложить сотрудничество полиции. В конце концов, его ситуация и его преступления нельзя бы было судить обычным судом.

Почему же Лайт терпит неудачу? Было ли это закономерно?

Если бы даже Лайта не поймали, он бы умер рано или поздно. Будучи дряхлым стариком, он бы мог отдать тетрадь другим людям или уничтожить ее. Но рано или поздно он бы всё равно умер и не смог бы контролировать действие Тетради после смерти.А значит, его стремление к власти иллюзорно. Как и любое подобное стремление в жизни.

Все те преимущества в борьюе с L Лайт получил благодаря тем второстепенным персонажам, которые были несколько доверчивы. Рэй Пэнбэр и его невеста доверились "ребенку" Лайту, Соитиро Ягами обеспечил неплохое психологическое давление на L (тот видел отношение Соитиро и не мог спокойно подозревать Лайта). Но уже после, став взрослым и не имея тех козырей в виде наивных людей, которых он так презирал, он и терпит поражение. Вероятно, утратив всё человеческое он и терпит поражение.

Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?

Даже Боги смерти оказываются в чем-то человечнее Ягами.


Перечитывая эту мангу, я сомневалась, что мне будет открыто нечто новое и я смогу написать новый взгляд на эту мангу. Что я могу сказать? Тетрадь смерти так же гениальна. Да, её звучание изменилось для меня и стало иным, но также мне открылось то, что авторы подошли к задумке серьезно и основательно, вложив в неё зрелые идеи.

Эта манга при внимательном прочтении и обращения внимания не на детали расследования, а на личности персонажей, дает глубокую пищу для размышлений. Важнее всего то, что требуется смелость не только для взятия груза власти, но и для покаяния, для смирения с участью простого человека.

Мы живем и боремся за некие блага и идеалы, порой переступая через другие более важные вещи, через других людей. И дело не в том, что мы не видим Бога, а в  двуличном отношении людей к морали. 

Многие читатели (и персонажи) простили бы Лайта за его убийства. А вот Лайт не помиловал или не захотел помиловать тех, кого он убил.


Автор: m0811
Аватар m0811
Все отзывы на Тетрадь смерти
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 19.03.19

Меню