Отзыв на мангу Роза Версаля

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

       В японской массовой культуре существует такое понятие, как «эффект Розы Версаля». Это когда вы настолько расстроены произошедшим в произведении, что учёба и работа валятся из рук, и вас отправляют горевать домой. В апреле 1973 года в японском журнале «Маргарет» вышла новая глава манги «Роза Версаля» за авторством Икэды Риёко. Многие школы в тот день отпустили учеников, а некоторые офисы увеличили обеденное время, так как толку от сотрудников, обсуждающих мангу на рабочем месте, было мало.

       Увы, мы с вами не можем рассчитывать на подобную солидарность со стороны преподавателей или, тем более, начальников на работе. Впрочем, в отношении «Розы Версаля» у иностранцев есть другая фора – западный сеттинг. Эта историческая сёдзё-манга охватывает период с конца правления короля Людовика XV до Великой Французской революции. Главных героинь две: печально известная королева Мария-Антуанетта и Оскар Франсуа де Жарже, вымышленный персонаж. На первых страницах мы видим их ещё девочками, и если детство габсбургской эрцгерцогини идиллически безоблачно, то с Оскар не всё так просто. Дело в том, что генерал де Жарже – отец четырёх дочерей. На пятой терпение лопнуло: всё, воспитаю малышку как мальчика! Впоследствии она построит вполне мужскую карьеру капитана Королевской гвардии – именно Оскар доверят охрану дофины Франции Марии-Антуанетты. Так героини встречаются: тепличная роза и роза дикая.

       Очень впечатляет, когда автор бережно подготавливает почву для своих героев; всегда видно, когда перекопана масса специальной литературы. «И так сойдёт» – не про Икэду. Множество реальных персонажей появляется в нужное время и в нужном месте, от Глюка и маленького Моцарта до Робеспьера, Сен-Жюста и даже Наполеоне Буонапарте. Исторические события у Икэды Риёко удобно воспринимаются, особенно в первой половине манги, с шуточками и чибиками. За лёгкостью стоит монументальный труд; чем дальше развивается повествование, тем серьёзнее становится тон манги. Под конец мне было страшно видеть, как полюбившиеся герои подходили ближе и ближе к раскалённому горнилу Революции. В целом манга читается как сплав произведений Дюма-отца и Стефана Цвейга: с одной стороны, увлекательные придворные интриги и сюжетные виражи, с другой – психологизм, трагедия персонажей, которые имели несчастье родиться в эпоху исторической турбулентности.

       Умение мощно показать трагедию отдельно взятой личности – одно из неоспоримых достоинств нарратива манги. Мария-Антуанетта, жизнерадостная, прелестная, идеалистичная, является типичной сёдзё-героиней, однако, нетипично то, в какие условия попал данный типаж. Свадьба с принцем в «Розе Версаля» не означает автоматического успеха в жизни. Королева живёт в маленьком мире тривиальных забот, который освещается только запретной любовью к шведскому графу и дорогими покупками. Порицаемое автором расточительство интересно смотрелось в переносе на Японию времён экономического бума, когда женщина, не любящая походы по магазинам, считалась асоциальным элементом. Икэда описывает конфликт между долгом и удовольствием, между королевским достоинством и мишурой. Подлинное величие Мария-Антуанетта обретает тогда, когда теряет весь комфорт и привилегии, когда лишается самых дорогих её сердцу людей. Главное украшение королевы – не бриллиантовое колье, а гордая осанка и самообладание.

       Докатившаяся до Японии вторая волна феминизма вдохновила Икэду на создание неординарного женского образа. Внимательные читатели могут заметить, что в жанрах у манги стоит гендерная интрига. Иронично, но как раз интриги тут нет: вторая главная героиня, Оскар, занимает лидерскую позицию, флиртует с фрейлинами королевы, не желает выходить замуж, но при этом не делает секрета из того, что она – женщина. Свобода, равенство, братство. Несмотря на личную преданность монархии Бурбонов, Оскар обращается к идеалам Революции, когда видит, что привычное положение вещей зиждется на крови обычных людей. Как Мулан и Жанна д’Арк, Оскар опровергает расхожее убеждение, что удел патриоток на войне – рожать новых солдат. Вечно юная, харизматичная, неистовая в бою, она часто сравнивается с Марсом. В то же время именно с Оскар связана самая красивая и пронзительная романтическая линия всей манги. Перевёрнутая динамика отношений порвала шаблон многим читателям, в том числе и мне, и дело не в разнице сословий между влюблёнными: здесь именно мужчина оказывается ведомым, нежным и сострадательным, а женщина «просит бури».

       Определённый обман ожидания кроется и в художественном стиле «Розы Версаля». Икэда поддерживает эстетику, изящество и эмоциональность в рисунке, которые считались эталоном для сёдзё того времени. Каскад сияющих цветов, высокая детализация одежды, десяток бликов в глазах, романтично развевающиеся кудри, длинные ресницы у всех, даже у мужчин – читателю некуда бежать от засилья красоты. Или есть куда? Если мангака решает изобразить нечто страшное, например, мучительную смерть от ран, самоубийство, разложившийся труп или гильотину, она делает это так же добросовестно. Из песни слов не выкинешь, особенно из «Марсельезы». Но это ещё не всё. Истинный показатель бесстрашия Икэды Риёко как автора – постельная сцена, чуть ли не самая первая в сёдзё-манге вообще. Ни до, ни после я не видела ничего более чувственного и одновременно целомудренного в данном жанре. Несколько страниц пробирают до мурашек и являются идеальным примером органичного «женского взгляда», female gaze, в изобразительном искусстве.

       Не будет преувеличением сказать, что «Роза Версаля» совершила революцию в манге, ориентированной на женскую аудиторию. Икэда Риёко входит в плеяду талантливых женщин-мангак под названием «группа 24-ого года»; именно с лёгкой руки Икэды элементы западного исторического романа появились в сёдзё. Манга была адаптирована не раз: есть прекрасное 40-серийное аниме, полнометражный фильм, снятый в сотрудничестве с Францией, а также череда безумно популярных постановок театра Такарадзука. Это всё важно и хорошо, но, в конечном итоге, значение имеет лишь одно: читатели по-прежнему влюбляются в персонажей и эмоционально переживают с ними все перипетии судьбы, и неважно, какой стоит год – 1973 или 2019.
Автор: swdancer
Аватар swdancer
Все отзывы swdancer 12
Все отзывы на Роза Версаля
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 12.10.19

Меню