Оцените отзыв
Заметив,
что в последнее время с этой мангой
творится что-то не то, я,
прежде страстно любивший Ван Пис,
раскинул мозгами, и плоды этих размышлений
хочу представить ниже.
Проблемы
у
Куска были всегда, но до поры они были
вполне терпимы и
не вызывали отторжения,
так как едва ли не все сёнены страдают
от них (ну, например, клише, рояли в
кустах). И
они были не просто терпимы, а с лёгкостью
перекрывались тем положительным, что
было в манге. Что
изменилось сейчас?
Осмелюсь
предположить, что Кусок погубила
затянутость, - она те дрожжи, из-за которых
все негативные моменты в манге, так
сказать, пошли в рост, и игнорировать
их становится всё труднее. Но каким
же
образом образом
она (затянутость)
ухудшает
всё?
Смотрите,
для меня Кусок — это комедийная манга
с около-героическим пафосом в интересном
мире и с интригующим сюжетом. Всё
в ней (сюжет, композиция, персонажи с их
уникальными чертами) было заточено и скомпоновано так, чтобы
комичное и драматическое всегда шли об
руку. Во
времена, когда арки были просты и
прямолинейны (заварушка в Арлонг-парке
или любой другой сюжетный эпизод тех времён),
история
выстраивалась так, чтобы с
одной
стороны соблюсти пропорции: смешное,
героическое, драматическое, нелепое, а
с другой — поставить персонажей в
«интересное положение» (трусливый Усопп
оказывался в одной упряжке с Зоро; Зоро
ругался с Санджи; Нами и Усопп оказывались
один на один с противником). И
пока арки были не очень длинными, автор
мог свободно «комбинировать» героев,
сюжет и ситуации таким образом, чтобы
следить за происходящим было интересно,
чтобы
когда глава заканчивалась, ты был готов
бить копытом от желания немедленного
увидеть продолжение.
И
такую концепцию Ода честно тянул до
таймскипа.
Сейчас
же ВП постигла участь всех затянувшихся
историй,
когда первые арки — блеск и восторг, а
потом
автор начинает выдыхаться и история
продолжает развиваться
просто по инерции (вспомним «Ванпанчмен»
Мураты). Одним из симптомов этой болезни,
как
я заметил,
является значительное увеличение
продолжительности арок; и если прежде
события эпизодов подавались чётко и по
делу, то с увеличением хронометража
начинается активное и подробное
переливание из пустого в порожнее.
Имеем, на мой взгляд. И
если раньше ты сгорал от нетерпения,
ожидая новую главу, то теперь в большинстве
случаев ты можешь сказать заранее, что
новая глава не принесёт ничего нового:
герои два раза взмахнут кулаками, выдадут
три реплики, а далее тебя встретит
надпись «увидимся через неделю». Такой
подход полностью погубил сюжет: герои
начали радостно впрягаться в проблемы
(остров самураев), которые меня, как
читателя, откровенно не интересуют (и
которые
лишь формально какой-то многоходовочкой
связаны с основными целями — найти Ван
Пис, стать Королём
Пиратов. Ну да кто об этом ещё помнит?
Ван Пис там какой-то искать…). И
получается так: вот
есть
арка,
которая
не веселит, не радует, не живёт,
и
которая при этом
может не заканчиваться месяцами, - что,
я извиняюсь, «ни в какие рамки». При
этом, чем дольше история не заканчивается,
тем более глобальным становится сюжет:
больше персонажей, больше сюжетных
линий, больше драмы, больше чуваков в
кадре и так далее. Это
делает
невозможным соблюдение тех пропорций
и
комбинаций,
о которых я писал выше, и
которые во многом создавали шарм этой
манги. Иногда
Ода оживляет повествование какой-нибудь
интригой, которая тут же повисает в
воздухе; проходит год, о ней никто не
вспоминает — очень хорошо, идём дальше.
Всё это очень вредит комедийности, мотивации к чтению и «химии» между персонажами и читателем, потому что если раньше вся команда могла быть более или менее «в фокусе» и взаимодействие героев вызывало эмоциональный отклик, то теперь читатель может, условно, полгода либо вообще не видеть одну часть команды (женитьба Санджи), либо химии между героями мешает то, что они делят время коротких малоинформативных главок с прорвой других малоинтересных персонажей.
Нужно
ещё сказать,
что герои начинают
всё более превращаться
в пустых носителей характеристик (Луффи
поступит глупо, потому что он должен
поступить глупо), поэтому их стандартное
поведение уже не радует и не умиляет,
тебе
уже просто физически не удаётся следить
за ними с прежним восторгом;
а чтобы они
смотрелись интересно в
новых условиях,
им нужно
серьёзное развитие,
но ни о каком развитии персонажей не
может быть и речи, потому что, повторюсь,
это комедийная манга, и серьёзное
изменение характера героя здесь столь
же неуместно, как в каком-нибудь ситкоме
(а что такое затянувшийся ситком, думаю,
никому объяснять не надо).
Рискуя
противоречить себе самому, скажу, что
ещё одним недостатком является то, что
ВП не взрослеет аки Гарри Поттер вместе
со своим читателем — не взрослеет на
уровне идей: до
смерти Эйса включительно — взрослел,
а после таймскипа — извините. Хочу ли
я сказать, что пресловутый таймскип
тоже вложился в гибель Куска? Да, хочу.
Не
взрослеет ВП и в плане рисовки. И если
такая картинка очень шла первым главам,
которые были просты, непосредственны
и задорны, то сейчас это смотрится так,
словно делается всё ленивой рукой.
Можно, конечно, возмутиться, мол, это
такая специфика, «изюминка» манги и её
неотъемлемая часть, но Бога ради —
давайте оставим право списывать все
косяки и сырые моменты на «изюминку»
за «Тёмными душами».
Оставлю
шпильку в сторону мира. Раньше мир Куска
был интереснее, а некоторая абсурдность
этого мира лишь добавляла ему шарма. Не
знаю, может я стал старым или что ещё,
но сейчас весь наличествующий абсурд
кажется мне прямо-таки бредом, вымученным,
раздражающим и вызывающим стойкое
желание закатить глаза к небу бредом.
Короче
говоря, я утверждаю,
что Ода выдохся, он не рассчитал силы,
подобно тому, как это сделал автор
«Бродяги Кенсина», - идеального, на мой
взгляд, сёнена, где ты чётко понимал,
зачем каждая сюжетная арка и зачем
персонажи делают то, что делают, - и я
уже давно ощущаю, что Оде не хочется
продолжать Ван Пис, что для него он —
опостылевшая рутина, но имеется договор,
а потому продолжать надо, вот он и
продолжает. Конечно, как и всякий
нормальный человек, я надеюсь, что Ван
Пис воскреснет из пепла, но что-то мало
обнадеживающих симптомов. А то, что Ван
Пис редко подвергается адекватной
критике (более продуманной, чем мой
скромный опус), то возникает риск, что
болезнь перейдёт в терминальную стадию.
Завершая, предлагаю вспомнить эпизод, когда Пираты Соломенной Шляпы пересекают Гранд Лайн. Они хотели его достигнуть - и они достигли. Это было круто. Это заставляло биться сердце. И так хотелось, чтобы проходя сквозь интереснейшие приключения, они прямым курсом двинулись к таинственному Рафтелю, чтобы найти заветный Ван Пис. Сейчас об этом даже вспоминать неловко.
Дата публикации: 29.10.19