То ли с китайцами что-то не так, то ли мне очень не везет, но когда я решила, что в кои-то веки попалась китайская маньхуа без явной мизогинии и которая не начинается с того, как главный герой насилует главную героиню, то очень обрадовалась. По замыслу это история про девушку, которая путешествует по мирам, вселяясь в тела преданных второстепенных героинь и восстанавливая справедливость. Казалось бы, здорово же! Однако по мере чтения мой восторг успел несколько померкнуть, однако до этого я еще дойду, а начну всё-таки с плюсов.
прим. я буду называть тех, в чьё тело переселилась протагонистка "оригинальными героинями", чтобы избежать путаницы.
Главным из которых является, разумеется, протагонистка и её характер. Уверенная в себе, независимая, самодостаточная, умеющая получать удовольствие от жизни и искреннее наслаждающаяся тем, что она делает. Приятно видеть отступления от каноничного образа, который предписывает девушке быть доброй, милой, всепрощающей, невинной и бесхитростной. Наблюдать за тем, как героиня расправляется с подонками, которые этого заслуживают, очень удовлетворительно, потому что, признаем честно: мы все видели персонажей, которым она мстит, в других романтических мангах, манхвах и т.д. и нам бы хотелось, чтобы они получили по заслугам. И тут особенно удачно, что наша протагонистка обладает поистине садистским мышлением (говорю это исключительно в хорошем смысле), поэтому её месть не ограничивается каким-нибудь банальным убийством – о нет, эта дева сделает всё в её силах, чтобы заставить очередного предателя женского доверия пройти через все круги ада.
Другим преимуществом я бы отметила очень небольшое количество романтики и, как следствие, то, что сюжет не вертится вокруг мужского персонажа, его чувств и того, ответит он взаимностью наконец или нет. У главной героини есть "тактика, которой она придерживается" и мужское внимание (не со стороны главного подонка героя, а какого-нибудь симпатичного вьюноши, удобно оказавшегося под рукой) для неё является скорее приятным бонусом. И она произносит вполне здравые пожалуй, даже очевидно-банальные, но только не для романтических историй вещи вроде того, что не имеет смысла цепляться и бороться за мужчину, который откровенно вытирает о тебя ноги.
И в-третьих, маньхуа пытается обратить внимание на некоторые клише (иногда не очень удачно, но тем не менее), высмеять и показать их нелепость – тут и бесчисленные штампы про попаданок и их "путь к успеху", и приевшиеся типы мужских персонажей, и откровенно паршивенькие сюжетные ходы, в которых совершивший подлый и мерзкий поступок герой получает прощение, просто потому что извинился или что внезапно "сила любви" так сработала.
Теперь минусах. Разумеется, минусы это только в моём понимании.
Про отсутствие мизогинии я, конечно, несколько поторопилась. Я лично придерживаюсь той точки зрения, что единственный, кто виноват в измене, это сам изменник. Люди не скоты, и я отказывать считать, будто кого-то можно "увести" или "соблазнить" против его воли. Главная героиня данной маньхуа как и собственно само произведение, как мне показалось, придерживается иной позиции, поэтому из её уст то и дело звучит прямое или косвенное осуждение в сторону "другой женщины", которая по сути не имела никаких обязательств перед оригинальной героиней, от лица которой осуществляется месть, за то что посмела привлечь к себе интерес непостоянного героя и принимать его знаки внимания.
А иногда такая вот "соблазнительница" даже может быть "наказана" наравне с героем. Взять хотя бы первую арку, в которой сюжет сосредотачивается вокруг дворцовых интриг между женами туповатого (как этот правитель вообще на троне с таким уровнем интеллекта усидел?) императора. Я как-то ожидала, что главная героиня будет бороться с правителем, который обладает неограниченной властью над ней и окружающими, а не с другой женщиной, которая находится в том же положении, что и она (а если учесть, что гг может буквально хакнуть вселенную, то и еще хуже).
И не поймите меня неправильно, интриги в этой арке на самом деле очень увлекательны. И вполне понятно, что те, кто в них участвуют, играют в смертельную игру, в которой принято избавляться от соперников. У меня практически нет претензий к поступкам главной героини, её жестокости или поведению, но меня откровенно коробит, когда низвержение и доведение до самоубийства соперницы подается как некое "восстановление справедливости", при том что обе женщины пользуются одними и теми же способами достижения целей. Главная героиня, разумеется, красотка, но она победила не потому что морально выше или лучше соперницы, а потому что сделала верную ставку и обладает способностями, которые заставляют мир прогибаться под неё.
Да и вообще многие арки сосредотачиваются на том, чтобы доставить как можно больше страданий в первую очередь именно "сопернице", которая по большому счету ничего протагонистке (или той, в чье тело она вселилась) и не сделала.
И это второй существенный минус в моих глазах. В первой арке, когда способности героини используются в только в нескольких незначительных моментах, это не так бросается в глаза. Во второй арке автор как будто расслабился и из изрядного количества затруднительных ситуаций героиня выходит буквально по щелчку пальцев, просто заюзав свои способности путешественницы по мирам. Разослать анонимные сообщения журналистам? Пожалуйста! Удалить компрометирующие фотографии? Легко! Заставить исчезнуть наркотическое опьянение, из-за которого оригинальная героиня пережила изнасилование? Как нечего делать! Вкачать себе суперсилу? Проще простого!
Но в том-то и дело, что в оригинальные героини, в тела которых переселяется протагонистка, таких способностей не имели. И поэтому если первая арка еще воспринимается как история о том, как девушка используя свой опыт, хитрость и ум добивается успеха, то вторая выглядит так, словно мир просто прогибается ради её удобства. Поэтому чем чаще героиня использует свои способности, тем меньше вовлеченности в происходящее испытываешь, тем более что в арках как правило не возникает даже гипотетической возможности для главной героини проиграть или лишиться чего бы то ни было важного.
И третьим недостатком для меня стало то, что героиня в итоге остается и проживает жизнь в качестве персонажа, в которого перевоплотилась; либо история оригинальной героини просто напросто заканчивается в данном мире. Я как-то ожидала, что она исправит ситуацию, а потом вернет тело прежней хозяйке, чтобы та могла пожинать плоды. Да, понятно, что предатель и изменник в итоге получил по заслугам, но выходит так, что женщине, которая пострадала от него больше всего в результате ни жарко, ни холодно. Разве что в первой истории есть слабый намек на то, что чувства оригинальной героини проявились каким-то образом, но в последующих не чувствуется даже этого. Теряется (для меня) весь смысл посыла про "восстановление справедливости", если героиня просто приходит для того, чтобы потусоваться в рандомном сеттинге в рандомной роли и поехать дальше, а так, кто пострадал больше всего, так и не получает возможности получить удовлетворение или воспользоваться результатом.
Рисовку, к слову, не могу отнести ни к достоинствам, ни к недостаткам. Она яркая, цветная, местами приятная и даже весьма красивая (особенно когда изображает героиня во всей красе), но персонажи порой прорисованы несколько топорно и деревянно. а динамичные сцены не всегда выглядят так хорошо, как хотелось бы.
Подводя итог. Мне очень нравится деконструкция клише в романтических (и не только) произведениях, поэтому манги, в которых мы видим популярные сюжеты глазами не главной героини, а злодейки или вовсе какого-нибудь второстепенного персонажа, вызывают любопытство. Однако когда начинаешь вчитываться в подобные вещи повнимательнее, то замечаешь, что зачастую это "те же яйца, только в профиль" и автор не столько пытается подать знакомые сюжетные ходы иначе, сколько переклеивает ярлыки между "героиней" и "злодейкой", смещая фокус с первой из них и показывая её утрированно отталкивающей. Суть при этом не меняется, и протагонистка снова противостоит другой женщине, слепо одержимой главным героем.
Когда главная героиня втаптывает в землю очередного подонка, маньхуа блистает. Однако чрезмерный акцент на всесильности, да и вообще ублажении главной героини не идет ей на пользу: она по сути путешественник между мирами, которой не приходиться сталкиваться с той болью, через которую прошли "оригинальные героини, в тела которых она вселяется, так что мне было бы куда более приятнее, если бы "хорошую концовку" в итоге получали именно они. Плюс временами автор как-то уж слишком упрощает и отупляет окружающих: главная героиня, понятное дело, выглядит на их фоне крайне умной, но много ли в этом чести, когда все вокруг ведут себя как идиоты?
На данный момент я остановилась на 106 главе и как-то не думаю, что в дальнейшем что-то может сильно поменяться. Меня откровенно порадовало, что ближе к последним вышедшим главам в сюжете стали появляться женские персонажи, с которыми героиня взаимодействуют и сотрудничает. Было бы здорово, если бы в одной арок протагонисткой и условной "соблазнительницей" возникло бы что-то наподобие союза – потому что прекраснее осознания того, что от токсичных неприятных мужчин нужно держаться подальше, может быть только донесение этого понимания до других женщин.
Что ж, никто ведь не запретит мне надеяться, верно?