Скажу сразу, что дочитал почти до конца вышедших на русском глав ранобэ (330 глава), а потому о художественной части произведения буду судить по этому. Ниже возможны небольшие спойлеры относительно концепции и сеттинга, сюжетных не будет. По манхве особо говорить пока нечего, ибо вышло только 12 глав. В целом адаптация идет по оригиналу. Иногда некоторые мысли теряются из-за особенностей формата, но не думаю, что будут серьезные расхождения. Рисовка от художника Поднятия уровня в одиночку - это гарант качества, особенно когда дело будет касаться боевки и пафоса. На мой взгляд, здесь она похуже, но пару визуальных оргазмов за главу вы точно ловить будете стабильно. Далее буду говорить уже о ранобэ, но как и сказал, это справедливо и для манхвы.
Итак, для начала разберемся с самым главным: кто тут собственно главный герой? Первые главы могут сложить ложное впечатление, что это будет история про простого парня, этакого повзрослевшего ОЯШа, которому в отличие от классики жанра дают знания, но не дают способностей. Лично я бы с интересом прочитал историю про обычного человека, который может помочь ГГ, но не может им стать. Историю о том, как бы читатель осторожно увеличивал понимание героя, завоевывал доверие, помогал избегать ошибок и т.д. Я бы с удовольствием обнаружил здесь рассуждения о том, что даже самый проработанный и раскрытый персонаж романа все еще далек от полноценной личности. Но увы. Ким Докча сколько бы не строил из себя простого читателя, обладает всеми характеристиками вполне типичного главного героя подобных произведений, а Ю Джонхъюк (вариантов транслитерации много, буду использовать этот) хоть и зовется ГГ, является таким лишь номинально. По сути он тоже вполне типичный заклятый товарищ героя, более талантливый и своенравный, этакий местный Саске для местного Наруто. Иными словами, если кто-то ждет оригинальной расстановки персонажей и распределения ролей, то будет разочарован, тут все вполне себе по шаблону. Не могу назвать это минусом, ибо яичница не виновата, что она не лазанья, но этот момент стоило прояснить.
Впрочем, говоря о персонажах нельзя сказать, что все плохо. Да, я назвал центральную парочку типичными, но грамотно обыгранное клише порой лучше попыток в оригинальность. Ю Джонхъюк это олицетворение мема "Хочешь знать, что такое безумие?". Бесконечные регрессии и повторение сценариев делают из него настоящего психа, постепенно сжирая все чувства, погружая в пучину отчаянья и создавая отношение к людям через шаблоны и воспоминания из прошлых попыток. Пусть нам в основном показывают лишь третью регрессию, но даже тут это уже чувствуется. Его можно понять, ему можно сопереживать. Прочие второстепенные герои по задумке неплохи, но им уделяется слишком мало времени. Пожалуй, интерес представляют лишь Хан Суюнг и немного Ли Сукен и Бихьюнг. Остальные же играют роль функций или промежуточных персонажей, которых потом некуда девать. Солдат, который не знает, как жить без приказов. Дети, которым пришлось срочно взрослеть в изменившемся мире. Школьница, что убила лучшую подругу. Неудачница, которой потребовалось разрушение старого мира, чтобы стать кем-то значимым. Это интересные образы, которые можно было бы развить в глубокие драматические истории. К сожалению, автор все слишком сконцентрировал на Ким Докча и иногда Ю Джонъхьюке. Спасибо, конечно, что тут нет гарема, но принцип набора в команду примерно такой же: герой встречает персонажа - герой помогает персонажу - персонаж становится товарищем героя, практически теряя индивидуальность за пределами отведенной ему роли. И ладно бы эти товарищи играли глобальную роль, но после 10 сценария большинство второстепенных героев уходит куда-то на периферию истории и в последствии становятся лишь костылями в сюжете и затычкой для дыр.
Это, кстати, претензия и к сюжету в целом. Если первые условно 100 глав вели подробное и обстоятельное повествование чуть ли не по дням, то затем начинаются таймскипы и диспозиции в духе "а следующие 15 сценариев можно вообще проходить, как хочешь". Нет, фабула в целом неплоха. То, как история маленького человека перерастает в нечто, что меняет вселенную; постепенное раскрытие подробностей происходящего; усложнение ситуации; появление новых сил и т.д. - все это увлекает и читается запоем, несмотря на довольно бедный язык автора (конечно, можно списать на перевод, но не настолько). Некоторые локальные истории тоже приятные, и зачастую усложнение сценария на ходу создает нужный накал драмы. Проблемы тут две. Во-первых, имбовость главного героя. Да, ему регулярно подкидывают испытания, но со временем возникает ощущение, что либо он сейчас Звездному потоку по роже надает, либо реальность перепрограммирует, но точно не помрет, а если помрет, то воскреснет. Да, после таких вот геройств герой частенько огребает и как бы приносит жертву, но по итогу это либо оказывается его план, либо с помощью роялей в кустах и такой-то матери все складывается даже лучше, чем было. Безусловно, наблюдать за хитрым, умным и сильным персонажем может быть интересно, все мы хотим быть такими, на ассоциациях себя с ГГ построены подобные произведения, но без настоящей жертвы сопереживания не выходит, и все происходящее становится лишь крутым экшончиком под пивко в текстовой вариации. Круто, но пусто. Во-вторых, ранобэ частенько слишком быстро проносится мимо хороших и глубоких идей. Особенно в начальных сценариях. Люди, которые стали заложниками в ток-шоу высших сил и одновременно потеряли всякий привычный им контроль. Какая благодатная почва, чтобы показать изнанку человеческого сознания, хорошую и плохую. Тут это вроде как есть, но лишь как декорации. Есть и банды, и безнаказанные убийства с изнасилованиями, и беспринципные барыги, наживающиеся на остальных, и передел власти. Но вместо того, чтобы пройти действительно тяжелое испытание, где знания позволяют грамотно оценить последствия, но не позволяют повлиять на людей, погрязших в междоусобице, дать какой-то комментарий для читателя, выкрутиться благодаря хитрости и т.д., герой в основном подавляет подобное грубой силой (своей или Ю Джонхъюка) и движется дальше. Все это плохо сказывается на атмосфере творящегося апокалипсиса и не дает его прочувствовать
Что же в итоге? "Кто был никем, тот станет всем, а мир прогнется под героя. Классическое средненькое попадалово, жвачка для тех, кто хочет немного деграднуть, которая может выделиться разве что сеттингом и парой неплохих моментов". Дал бы я именно такую оценку сему произведению, если бы не одно "но", которое позволяет выделить его среди остальных. Идея. Дело в том, что красной нитью сквозь все повествование проходит тема "оригинальности", она же в определенный момент становится основной мотивацией для всех ключевых сил в мире. "Ничто не ново под Луной? Автор умер? Можно ли написать историю, которую никто не встречал?" Именно такими вопросами задаются многочисленные высшие силы в ранобэ. И это создает интересный мета-комментарий. Ким Докча зовет себя читателем, но на деле он становится редактором, который сможет достигнуть конца, лишь переделав клишированную историю в нечто оригинальное. По сути, перед нами предстает ток-шоу о том, как участник пытается изменить уже заранее спланированное другое ток-шоу, фактически ломая четвертую стену (да-да, основная способность героя зовется не просто так). И вот это уже интересно не столько на сюжетном, сколько на философском уровне. Ведь такими вопросами нынче задаются все и авторы, и критики, и зрители. Есть 36 драматических ситуаций от Польти, есть структура мономифа от Кэмпбелла и сказки от Проппа, есть характеры Теофраста... Значит ли это, что все уже давно написано? Тяжелейший вопрос для любого автора, вечная проблема для привередливого читателя. Ну что же, поднять это в своем произведении это смело.
Конечно, создание такой сложной конструкции не могло обойтись без косяков и логических дыр, да и боюсь, что в конце концов автор не сможет выкрутиться и выдать действительно интересный финал, но даже сама по себе постановка таких вопросов и попытка поговорить с читателем на мета-уровне, достойны похвалы. К прочтению рекомендую. Тема произведения дает ему претенциозность для любителей СПГС, но форма позволяет насладиться простенькой и приятной историей с вполне типичными авторскими ошибками, но способной погрузить в себя и доставить примитивное удовольствие. Посмотрим, что будет в итоге, а пока 8 из 10.