Отзыв на мангу Клинок, рассекающий демонов

Оценка автора: 7/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Начинала читать с некоторой предвзятостью, ибо «очередная вариация Наруто/Блича/любого иного сёнэна», но довольно быстро абстрагировалась. В целом первое впечатление не обманчиво. Да, стандартная история о превозмогании и самосовершенствовании с кучей сражений и щепоткой драмы. Да, околоклассика с парой новых оттенков. Ниндзя были, шинигами были, пираты, маги и шаманы были, теперь – мечники в условиях превдоисторического мира. Сёнэн есть сёнэн, история живёт по правилам жанра и, наверное, будет странно оценивать её, опираясь на какие-то великие вещи, которые совершенно про другое и для другой аудитории. Это как сравнивать «Зелёную милю» с работами Marvel – заведомо бессмысленное занятие.

И раз уж мы говорим о манге в контексте принадлежности к жанру, то главная составляющая – сражения – достойны отдельной похвалы. Битвы не только увлекательны, но и безумно красивы (главы этак с 70-80, когда мангака прокачал скилл и окончательно выработал свой стиль). Дизайн персонажей отличный. Фансервисных приколов хоть отбавляй. Если экранизация не будет грешить вырезанием деталей или добавлением отсебятины, должно получиться зрелищно.

 

Основные вопросы вызвал главный антагонист, что в принципе немного пошатнуло всю сюжетную конструкцию. Мудзан, с одной стороны, не типичное «абсолютное всесильное чистое зло», он труслив, эгоистичен, не столь однозначен, его цель не амбициозна в глобальном смысле и касается лишь его самого. С другой стороны, он и не из тех «человечных» злодеев, которых не принимаешь, но можешь понять. Чёткие суждения о мире не прописаны, дискутировать особо не о чем. Кто же он тогда? Понятия не имею. И в этом его главная проблема. Мотивация и логика поступков персонажа смазаны. Бессмертие – хорошая цель, но не годится для цели конечной. Что потом? Господство? Превращение мира людей в мир демонов? Или просто вечная жизнь как исключительно личное нежелание умирать? Смысл Мудзана не читается. Да и сами его поступки вызывают сомнения. Поиск голубой паучьей лилии мог увенчаться успехом, если не делать из него войну со столпами. Хотя так изначально и было. В общем не знаю, чем он занимался сотни лет. Видимо, игры с поиском предметов – не его конёк. Да и вообще, как появился первый демон? Фразы в стиле «смерть всегда ходила за мной по пятам»... серьёзно? Очень удобный и красивый ответ, который, впрочем, не объясняет ровным счетом ничего. Если судьба Мудзана складывалась подобно кошкам-мышкам со смертью, если он был из тех людей, в которых «молния бьёт дважды», если танатофобия стала его личной психологической ловушкой, если именно поэтому он так боялся, ненавидел и пытался убежать от самого факта собственной смертности... так, может, об этом стоило рассказать?

На фоне Мудзана особенно выигрышно смотрелись некоторые из Лун. У кого-то сильнее, у кого-то слабее, но у всех была причина сражаться, всех можно было понять. И почти всем я сопереживала. Условно второстепенные антагонисты в этой манге попадаются замечательные. Очередное напоминание, что мир не делится строго на чёрное и белое, даже когда речь идёт о мире демонов и людей.
Больше всех прониклась судьбой третьей Высшей Луны. СПОЙЛЕР! По сути Аказа был близок к тому, чтобы стать вторым Мудзаном. Но он сознательно отказался от этого пути. Его смерть показалась мне невыносимо печальной и одновременно красивой. Она стала полным противопоставлением судьбы Мудзана. Эта смерть – выбор. Принятие, осознание и признание собственных ошибок без надежды на исправление и дорогу в Рай за искупление. Не торг. Просто признание. Просто потому, что демоны не всегда демоны по сути. Как и люди далеко не всегда люди.

 

Из странных не слишком качественно прописанных линий, помимо Мудзана, отмечу появление меток на теле мечников. Это… зачем? Чтобы показать, как они превозмогают себя, насколько они «на грани», сражаясь через боль и страдания, вопреки возможностям человеческого организма? Так все это и так поняли. Мне будто наглядно и подробно начали объяснять то, что объяснять не следует. Достаточно просто показать. Визуальное подтверждение добавило эффектности, возможно, но смазало суть и глубину происходящего. По итогу метки воспринимались чем-то типа игрового баффа, не более того.  


Незуко Камадо. Опять же. Центральный и одновременно самый спорный персонаж. Её преодоление транслировалось исключительно через Танджиро (который, к слову, тоже не особо примечателен). Как цельная личность героиня не воспринималась ни до становления демоном, ни во время основного сюжета, ни в финале. Мы её не знаем. Совсем. Вся инфа исключительно фансервисная. То секси, то милашка, то имбовая демонесса, то беззащитная тян, то злюка, то цветочек. В общем удобно. В одном персонаже девушек чуть ли не на любой вкус. А если вся эта толпа красавиц мешает клепать дыры в сюжете – добрых снов и марш в коробку. Что там по внутреннему миру, помимо очевидной доброты, любви к брату и людям в целом, не особо важно, видимо. Что у неё за способности крови и какие возможности, кроме коронно-похоронного удара ногой? Да тоже неважно. Главное, чтоб кимоно в нужный момент красиво на груди распахнулось. Вау-эффект достигнут и ладно.

 

Итог? Искушённого зрителя не впечатлит на неделю. Если ты читал много манги, ты примерно понимаешь, по каким правилам всё работает. «Цель ГГ > битва > ГГ проигрывает > мотивирующий флешбэк > ГГ выигрывает > флешбэк антагониста». Тут от этой схемы не отошли ни на шаг. Разве что иногда умирали «наши», но примерно по тому же маршруту. Сначала героям и так было сложно, потом они прокачались, а необходимость вставлять палки в колёса никуда не делась. Поэтому пришлось убивать. Демон средненький – минус один столп. Демон посильнее – давайте сразу двоих грохнем. Чистая математика. Однотипно, шаблонно, без души, но с яростными попытками выжать слёзы. Лично у меня это никак не повлияло на общее впечатление в моменте, но значительно снизило впечатление в долгосрочной перспективе. Кратковременные эмоции остыли, а вот этот знакомый отходняк, когда ты не можешь начать новою историю и ходишь страдаешь по персонажам, к которым привязался, так и не появился. Думаю, многие поймут, о чём я говорю. Так что «Клинок» несколько, пожалуй, поверхностный. Возвращаемся к начальным рассуждениям о жанре в целом. Да, основным атрибутом сёнэна являются сражения, но ошибочно полагать, что сёнэн – это исключительно боёвка. Здесь упор был сделан именно на неё, а не на эмоции. Больше спецэффектов, меньше атмосферы, интриг, сюжетных поворотов, интересных мыслей. Это не хорошо и не плохо. Зависит от того, что вы хотите увидеть, и какая манга лично вам нравится. В конце концов, несмотря на общие стандартные схемы и довольно прямолинейную подачу, один из главных плюсов манги как раз тот факт, что герои смертны. Часто смертны. А ещё склонны лишаться конечностей и вообще всячески калечиться. И это отлично. Это позволяет реально переживать хотя бы в моменте, именно это несколько вытягивает историю.

 

Ещё отмечу, что Готогэ Коёхару очень, о-о-очень пытался работать с чеховскими ружьями. Получилось довольно грубовато. Как и всё в «Клинке». Зачастую слишком в лоб, излишне разжёвано, но на грани обоснованности.

 

Финал вполне однозначен, никаких открытых вопросов и неразрешенных задач. Поэтому для меня история получилось чем-то вроде мифа, сказки или легенды о мечниках. Усиливает подобное впечатление совершенно лишняя глава «много лет спустя», где потомки Зеницу читают о былых днях, героических битвах и великой победе над Королём демонов.
Хорошо это или плохо, вновь решать вам. Лично мне конец показался адекватным именно в качестве финала легенды. Незамысловато, до боли очевидно, почти топорно. Полагаю, мудрить с драмой не самый выигрышный вариант в конкретном случае, когда сама по себе история изначально не перегружена, думать и дискутировать тут особо не о чем, мораль читаема и сотню раз объяснена. Было бы странно, если в конце внезапно изменили бы настроение и общие мотивы, вставив глубокие размышления, трагедию или нечто подобное. Просто неуместно, пожалуй.

 

Вывод.

Это было… неплохо.
Ругаю больше с иронией и с некоторой снисходительностью. Думаю, автор рассказал нам именно ту историю, которую планировал рассказать. Получилось легко, динамично, красиво, местами с очень годным юмором, местами с умеренной драмой. Я отлично провела время за чтением и за это благодарна. Перечитывать точно не буду, но если аниме продолжит выходить, то под настроение обязательно посмотрю. Некоторых персонажей, тронувших нужные струны, запомню особенно.
Манга для тех, кто хочет позалипать на зрелищные фреймы, отдохнуть за увлекательным сюжетом, посмеяться, погрустить, но без невыносимых страданий и носовых платочков. Нарастающая популярность произведения понятна и, пожалуй, заслужена. Без претензии на долгоиграющий шедевр. 

В целом советую к ознакомлению.

Автор: Сагра
Аватар Сагра
Все отзывы на Клинок, рассекающий демонов
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 14.08.21

Меню