Думаю, стоит начать с того, что Стальной алхимик - это несомненная классика) Интересный мир, так напоминающий наш, и в то же время совсем другой. Запоминающаяся рисовка (может, не все назовут ее шикарной, но как прорисованы локации)). Сюжет нельзя назвать уж очень не обычным, однако подан он в очень нестандартной форме. Все достоинства этой манги можно долго перечислять, что несомненно многие сделали и до меня. Но (как ни странно) недостатки в ней тоже имеются 1 Гомункулы. В теории это искусственно созданные существа. На практике же получается скорее что то на подобии того, как прививают деревья - взяли одного человека, привили ему еще несколько (сотен) душ и готов гомункул. В первом сезоне аниме, хоть он и отходит от оригинала, это выглядело более похоже на искусственных существ. По мимо прочего заметила сходство с другим произведением, а именно с Хелсингом (кто не знаком, не вникайте будут спойлеры): Этот глаз(а) на фоне черноты. Не человеческая сила, в основе которой тысячи людских душ. Да и цербер, как по мне, напоминает Энви (точнее наоборот, ведь Хелсинг вышел раньше)... 2 Алхимики. На протяжении всей манги звучит мысль о том, что алхимики
не должны работать на армию, а служить людям. Но как воплотить это на
практике? На что живут и проводят исследования не армейские псы?
Алхимические круги почти не мелькают, в манге мало кто их использует( 3 Женские персонажи. Я конечно люблю сильных женщин, но здесь они все как на подбор - Оливия, Изуми, Риза (если говорить о главных персонажах, Роза например очень миленькая но особой роли в сюжете не играет). Выбивающуюся из этого Ласт убили почти в начале (и в отличии о Грида не вернули потом). Про Винри можно было бы сказать тоже, что она выделяется, но нет. Взять хоть бы то как она ведет себя в столице, после драки Еда со Шрамом. Или как лупит его же ключом. Удивительно вообще как он дожил до конца манги) (главный герой все-таки)). Но при всем этом в манге нет ни одной женщины-гос.алхимика... 4 Ксинг. Линг и прочее только отвлекают внимание от основного сюжета. Кроме Ишвара наверняка перебили не одну народность, которая могла бы иметь отличные от аместрийцев алхимические знания. Зачем вводить в сюжет иностранцев, да еще с их государственными проблемами. Да и вообще как-то странно, что речь идет лишь об одних соседях, к тому же таких далеких, а не тех с которыми есть общие границы (Не считая пары мелких упоминаний. Особенно насчет Драхмы - по карте сразу видно, что северная вершина круга расположена не на территории Аместриса). Может, я просто ждала большего от такой известной вещи. С трудом берусь за известную мангу, тем более после просмотра аниме (они длинные + портить впечатление). В этот раз, увы, фильм лучше книги (аниме, сезон 2003-го лучше манги, хотя конечно тоже не лишен недостатков)
Попробую ответить на свой взгляд: 1 Свойства с Хелсингом минимальны и натянуты. Так можно с кучей манги их найти, в любой другой. Изуми например... чем не учитель из Гокусэна? Нет, я понимаю некоторую схожесть, нор так-то оно в малых элементах. 2 По поводу гомункулов известно только про 2х из них, что они созданы таким образом. Притом Брэдли был исключением (ибо старел), а Грид 2 был именно второй и опять неудачной попыткой. Как-то это заставляет сомневаться в том, что Голод или тем более Прайд были так же созданы. Но вообще, манга в отличии от вашего любимого аниме 2003 оно не про трагедию и страдания, она про масштабную угрозу и борьбу с ней. Так что гомункулы как часть некой единой зловещей семьи, часть целого, тут работают лучше. 3 Алхимики упоминаются, но да, как бы сюжет не про них. Это вообще-то свойство манги на фоне аниме. Особенно в тех случаях, когда аниме начинает обгонять оригинал. Появляется куча всяких мелких и ненужных подсюжетов, которые не имеют особого отношения к оригиналу, но пораскрывают мир самого аниме. Но вообще, как бы нетрудно представить чем на жизнь могут зарабатывать эти самые алхимики. С первой же серии, в которой Ал починил с помощью круга радио, это очевидно. И потом упоминают, что какого-то негосударственного прислали чего-то чинить, когда алхимию Отец отключил, и тот ничего не смог. 4 С концентрацией сильных женских персонажей соглашусь. Тут проблема в том, что в сёнене создать слабого и жественного, но при этом интересного персонажа довольно трудно. Чтобы ввести такого нормально в сюжет и не оставить бесполезным баластом аля "женщина дома", потребуется дать ей целую арку. Нет, исключения есть, но тут как бы понятно почему поступили так а не иначе. Сюжет про борьбу и превознемогания. И роль в нём играют значительную именно те женщины, которые могу превознемогать и бороться. То есть Изуми, Армстронг и прочие. А тех которые именно как женщины социально или гендерно, они есть, просто вы про них не вспоминаете. Например бабушка-автоброня. У неё есть предыстория, но в самой манге она предстаёт как обычная старушка, отыгрывая роль типичной бабушки, поддержки, семьи. Или жена фюрера. Тоже сугубо женский персонаж. По своему привлекательный, но очень стереотипный. Но они не особо интересны, они не привлекают к себе внимания и не запоминаются. Следить интереснее за похождениями командующей Бригса. Так что согласившись с основной мыслью, я не соглашусь с выводами из неё. 5 Так-то как бы с Ксингом огромный пласт ЛОРа увязан, также как и с Ксерксом. Это всё равно что вырезать из Наруто всё что касается конкретно Учиха Мадары, коль скоро не он САМЫМ главным злодеем оказался. Сделаете это, и повествование станет обрезанным, неполноценным. Я, кстати, не соглашусь с тем, что они лишнее и напрягают. Во-первых, про саму политику нас особо не грузят. Обозначили условиях, и вроде норм. Просто появляются персонажи с собственными интересами, и важной сюжетной ролью. Одни, как малявка, скорее раздражают, другие вроде принца очень даже хороши. Нет, серьёзно, вся эта катавасия стоила того хотя бы ради его версии Грида. И опять же, ваша идея открывала бы много сюжетных дыр (в смысле, какая-то старя народность покорённая).
Лично мне аниме 2003 года нравилось ровно до момента просмотра 2 версии и прочтения манги. После же оно кажется хоть и более трагичным, но сюжетно убогим и неполноценным. Так и бывает, когда совсем другие люди пытаются развивать чей-то авторский замысел.
Чесно говоря, манга, которую обогнало аниме, иногда имеет не приятное свойство: создается сильное впечатление, что автор слишком зацыкливается на том, что бы сделать "не как в аниме". При том, что мангака не только дала согласие на создание этого самого аниме, а наверняка не стояла в сторонке, когда оно создовалось. Произведение о милитаристической стране априори трагедийно. А вот то, что из всех соседей упоминают именно самого отдаленного как минимум довольно странно. Упоминают гораздо основательнее, чем ту же Драхму. Об убогости вашего любимого аниме, все сюжетные дыры которого я не стала перечислять в рецензии дабы не спойлерить, как например "шикарная" концовка, где младший получил все, а старший даже не алхимик мне не интерестно печатать. Просто интерестно, как человек который пишет "Так и бывает, когда совсем другие люди пытаются развивать чей-то авторский замысел" без зазрений совести пишет свое неполноценное мнение по поводу рецензии, которая тоже является авторским творением). Странное сравнение с Наруто, которого кстати не все читали (вы ведь его точно читали, не дожидаясь второй екранизации)