Сердца Пандоры как метафора детства
Это очень странно. Это так странно, что зачастую я помню о каких-то
проходных, даже трешовых книгах\сериалах, а что-то важное, оказавшее
огромное влияние незаметно ушло на второй план. Почти как поворотные
моменты жизни, которые предпочитают обитать где-то в подсознательном и
не выступать слишком рельефно.
Последнее время у меня тренд на пересмотр полузабытых аниме и манги.
Этакий возврат в прошлое. Дошла очередь и до Сердец Пандоры авторства
Мочидзуки Джун. И только дочитав, я вдруг поняла – буквально осенило –
как много дал мне этот роман (да, я считаю, что это полноценный
графический роман). А я почти забыла об этом, хоть и переслушиваю
периодически саундтреки (как же, моя любимая Юки Каджиура).
Здесь речь не о сюжете и не о персонажах. Это нечто гораздо менее
уловимое, на уровне настроя, соотношения радости и печали,
эмоционального надрыва, рефлексии. И поэтому сейчас мне захотелось об
этом написать.
Недавно я услышала мнение, что Сердца Пандоры – адское стеклище. Ну,
наверное, так оно и есть: крови и страданий там достаточно. Но для меня
всё не так однозначно. Печаль и трагичная обречённость непрерывно
переплетены с ярким светом, который преображает конечное впечатление до
неузнаваемости. Откуда бы ему взяться?
Сейчас мне кажется, что в Сердцах Пандоры Джун воплотила образ детства.
Все главные персонажи – дети. Некоторые из них успели вырасти, но даже
взрослыми они несут на себе груз прошлого. Собственно, и цель у всех –
узнать причины трагедии столетней давности. Это тоже возвращение к
истокам. Однако в итоге, чтобы узнать истину, им приходится не просто
восстановить сценарий убийства, но и узнать о мотивах участников
преступления. А они снова ведут в детство и отрочество, ещё более
давние.
Бесконечное падение назад, как у Алисы в кроличью нору (и не зря же там
отсылки к творчеству Льюиса Кэрролла). Детство – это пора наивности,
нежности, доверия, непосредственности и невинности. Джун отлично
передаёт этот настрой. И одновременно с этим детям приходится быть
свидетелями страшной жестокости. Справляться с нею и, сохраняя прежнюю
непосредственность, учиться жить по правилам реальности. Этот контраст
кажется безумным.
Но на самом деле это происходило практически с каждым из нас. Из-за
того, что в детстве душа обнажена и каждое событие воспринимается близко
к сердцу, ребёнок очень тонко переживает каждое потрясение. Даже если
сейчас, из глубины прошедших лет, оно больше не выглядит для нас
таковым.
И отсюда эти реки крови. Смех и сожаления. Беззащитность и обречённость.
И в то же время надежда и умение беспричинно радоваться просто тому,
что ты есть. Мне это кажется очень точной картиной внутреннего мира
ребёнка, которому довелось пережить что-то непростое. В следующих словах
я совсем не уверена, но хочется предположить, что для любого человека,
пусть даже он видит своё детство в мрачных тонах, – оно всё равно
окутано какой-то магической притягательностью. Всё-таки это особый
период, когда формируется душа.
И уж точно для многих, даже несмотря на пережитые травмы, детство всё
равно представляется в золотом сиянии. Наверное, это всё ещё
нерастоптанная вера в справедливость и безгрешность окружающего мира,
так просто которую не омрачить даже довольно мерзким событиям. Как поёт
одна из любимейших мною героинь (музыка и слова из аниме), Лейси Баскервилль, которая знает, что
ей предписано умереть:
Joys of the daylight
Shadows of the starlight
Everything was sweet by your side, my love
А надежда – это данное давным-давно себе обещание исполнить нечто очень
важное. То, что ребёнок по каким-то причинам счёл своей неизбежной
ответственностью. И многие так и живут, ведомые этим глубинным,
позабытым обетом.
Ruby tears have come to me for your last words
I'm here just singing my song of woe
Waiting for you, my love
Now let my happiness sing inside my dream
Герои Пандоры, став взрослыми, тоже стремятся исполнить то, что им
некогда не удалось. Вернуться в прошлое. И в то же время простить себя,
чтобы сбежать оттуда. Это как ночной кошмар, в котором они пытаются
найти себя настоящих. И мелодия карманных часов – тоже осколок прошлого –
становится лейтмотивом неподвижного, замершего времени. Как будто
сломали сам механизм жизни, и теперь его надо починить.
Герои Пандоры, став взрослыми, тоже стремятся исполнить то, что им
некогда не удалось. Вернуться в прошлое. И в то же время простить себя,
чтобы сбежать оттуда. Это как ночной кошмар, в котором они пытаются
найти себя настоящих. И мелодия карманных часов – тоже осколок прошлого –
становится лейтмотивом неподвижного, замершего времени. Как будто
сломали сам механизм жизни, и теперь его надо починить.
Roses die
The secret is inside the pain
Winds are high up on the hill
I cannot hear you
Come and hold me close
I'm shivering cold in the heart of rain
Darkness falls, I'm calling for the dawn
Сердца Пандоры – это реквием по мучительному, и в то же время такому
прекрасному детству, с которым хочется наконец-то попрощаться и
продолжить дорогу вперёд, к настоящей жизни.