Эта манга оказалась для меня большим разочарованием.
По сути, она состоит из трёх компонентов:
1) шикарная первая арка, задающая высокую планку;
2) удобоваримая концовка;
3) провисающая и откровенно нудная середина.
Такое ощущение, что создатели чётко видели начало и более-менее конец истории, но совершенно не знали, чем заполнить собственно путь от точки А к точке Б. Этот контраст между сильным началом и вялой серединой губителен для "Неверленда" - треть манги я практически пролистала по диагонали, настолько мне было не интересно следить за событиями и персонажами.
В чём именно заключается недоработка авторов? Технически, события продолжают происходить - герои двигаются с места на место, встречают новых друзей и врагов, получают какую-то информацию, провозглашают (в 100500 раз) свою любовь к семье и желание спасти всех... Но в отношениях между ними, их отношениях с окружающим миром и с самими собой мало что меняется (до довольно позднего момента). У большинства людей в истории плюс/минус одинаковый трагичный бэкграунд, между ними не возникает конфликтов (кроме разве что ситуации с Ю., но она довольно быстро и неизобретательно разрешилась), и кроме главных героев никто не получает раскрытия. За весь этот детсад на выгуле просто не переживаешь. Даже если кто-то умрёт (что бывает не так уж часто), это будет не более чем потеря пятой слева в третьем ряду милой мордашки. Детишки дежурно поплачут, но для читателя это будет лишь факт: "Герои несут потери (надо же, и такое бывает в опасном мире, который враждебен к людям по своей природе)".
Кстати о мире. Он не показался мне особенно интересным, и это тоже проблема. По сути, авторы в этом плане редко когда выходят за пределы чистой функциональности. "Наши птички и обезьянки одноглазые" - такой себе уровень проработки, на мой взгляд.
Касательно же цивилизационных аспектов, нам дают понять, что у группы врагов есть какая-то развитая культура за пределами их, кхем, пищевых привычек, но не более того.
Что можно сказать о врагах как таковых? На фоне внушительного и эмоционально заряженного злодея первой арки "срединные" антагонисты совершенно блекнут. Увы, они напрочь лишены психологической глубины. Все их интересы состоят в том, чтобы убивать людишек, а характеристики сводятся к уровню физической силы и интеллекта. Побочная же группа врагов имеет похвальную мотивацию, но одного этого явно недостаточно для создания интересного противостояния - в итоге всё сводится к безличным перестрелкам со статистами.
Один из соседних рецензентов обвиняет авторов в стремлении вставить в сюжет побольше вотэтоповоротов, однако... Меня при чтении наоборот не покидало чувство, что интересных поворотов там, где они буквально напрашивались, было недостаточно.
Периодически возникала этакая ментальная чесотка - ну вот должно же тут быть что-то не тем, чем кажется! Ну не может всё быть настолько предсказуемо! А нет, всё именно так, как ты и ожидал (привет, история Ю.)
К счастью, ближе к концу ситуация сдвинется с мёртвой точки, в сюжете появятся политические элементы, и наконец-то возникнут значимые конфликты, способные возродить угасший интерес. Однако к тому моменту будет уже слишком поздно - "Неверленду" не суждено оправиться от ущерба, нанесённого провальной серединой, и когда-либо вернуться на уровень, близкий к уровню первой арки. Что весьма печально.