Трудно быть богом, а в нашем случае - богиней. Или нет? На
этот вопрос я отвечу в рецензии.
"Система создания богини" - затягивающая маньхуа про
попаданку, которая работая над собой, изменяет к лучшему жизни людей и мир, в
который она попала.
Произведение с самого начала заявляет, что все серьезно, и это не милая
манга про гарем. Не справляешься - смерть. Не нравишься кому-то - нож в спину.
НПС будут умирать по малейшему чиху главных героев. Героиня с первых же глав
заковывает себя в эмоциональную броню и сосредотачивается на выживании. Ей
часто пеняют на холодность и расчетливость, но только так она может
выжить.
Выглядит впечатляюще. Вот только это просто декорации, за которыми нет
реальных трудностей. Первые главы так нагнетаюют атмосферу, что не сразу
удается это заметить, но после честно прочитанных 246 глав, я заявляю: автор не
справился с созданием сурового мира, где выживание было бы сложной задачей
именно для героини. А все потому, что:
- быстрое
преображение внешности героини не вызвало ни у кого вопросов или сомнений.
В реальности ее бы обвинили в колдовстве или даже убили.
- ее
жизнь в качестве слуги была роскошной. Отдельная комната (вспомните главы
с ее первым пробуждением), красивая одежда, нам ни разу не показали, что
она не доедает или не досыпает, что ее обязанности изматывают ее и
тп.
- ее
цели, хоть и показанные вначале как моральные уроды, садисты или просто
люди не современной системы ценностей, после того, как она серьезно
взялась за задание, ни разу ни в чем ей не навредили. Не били, не
запирали, не шантажировали, не заставляли заниматься чем-то низким.
Начиная уже с принца, она купается в роскоши и обожании. Сцена с попыткой
изнасилования и та не считается, потому что автор не удосужился показать,
заставило ли это Сяси хоть немного страдать от унижения. Не было, значит,
не было.
- внешность
целей тоже как на подбор, среди них не было никого уродливого или
немолодого, чтобы не отпугнуть придирчивого читателя. Это довольно
популярный штамп "Да он, козел, но такой красавчик".
- работа
героини над собой всегда остается за кадром. Где-то в метамире она читает
книги и занимается спортом, и по умолчанию способна научиться всему, чему
захочет. За 5 часов в день. Нам никогда не показывали, сложно ли ей с нуля
обучаться музыке и научиться играть в го только по учебникам. Нам
предлагается поаплодировать упорству героини, но я в это не верю. Слишком
обесценивает такой подход реальный труд. И даже если домыслить за автора,
что некие читы помогают ей быстро все учить, то резонно хочется сказать,
что с читами всякий сможет, и ничего выдающегося в этом нет.
- открытия
и новаторство героини, которыми она изменяет мир и помогает людям,
заставляют думать, что этот мир полон некомпетентных людей, которые вот
прямо никогда о таком раньше не думали. А на самом деле у автора нет иного
способа показать ум героини, кроме как выставив остальных дураками.
Например, я ловила много фэйспалмов с превращения пристанища пустынных
грабителей в торговый город и отменой рабства. Если бы автор показал, что
при дворе короля были люди, которые и ранее такое предлагали, что такие
идеи были, но им не хватало божественного толчка к
осуществлению, я бы поверила. Но нет. Хватит ли у автора в дальнейшем
смелости показать, как быстро сходит на нет внезапное новаторство, как это
было в Игре Престолов, когда все освобожденные города, после ухода
освободителя, вернулись к изначальному состоянию? Вряд ли, иначе не
получится создать богиню.
- внешность
главной героини ее главный козырь. Именно с внешности все начинается и на
ней держится. Довольно многие комментаторы резонно замечали по ходу
сюжета, что никакие ее таланты не имели бы значения, не создай она себе
идеальную внешность. Можно поставить это как плюс к атмосфере сурового
мира, где женщина никто без красивого личика. А можно поставить это как
минус произведению, потому что если даже богиня должна пользоваться
кремами и увеличивать себе грудь, то это не она контролирует мир, а
тенденции мира контролируют ее. Автор ни на секунду не поставил себе
задачу сделать богиней некрасивую женщину, ни на секунду не дал СяСи
воспротивиться давлению и сказать: я такая, какая есть, и мои веснушки,
толщина ляжек и тусклые волосы никак не связаны с моим талантом играть на
музыкальных инструментах, играть в го и заниматься экономикой.
- и последнее, СяСи буквально нигде не говорит, что ей тяжело. Я не помню ни одной главы, где она бы плакала от усталости или одиночества, где бы теряла надежду и продолжала, сцепив зубы, где преодолевала бы отвращение, где вспоминала бы дом и что-то теплое, радостное из своего мира. Героиня отчуждена даже от читателей. И это делает ее такой же плоской декорацией к миру. Сочувствовала ли я ей? Только вначале. Далее автор сделал все, чтобы мы даже не сомневались, что у СяСи не получится. А это ведь.. неинтересно.
Подытоживая вышесказанное, трудно ли быть богом? Ответ - в этой маньхуа, в этом мире, этой героине быть богиней легко. Автор положит к ногам СяСи все и всех. Но я в такую богиню верить не хочу.
В целом, произведение все равно на порядок выше обычных гаремников, где героиня выбирает между тираном и сумасшедшим, поэтому я оценила его выше среднего. Однако заявка маньхуа на серьезность стала ее ошибкой. Если бы нам так не старались показать вначале как жесток и несправедлив мир, а затем от арки к арке начали резко понижать сложность, я бы поставила 10. Но увы.