Annarasumanara (автор Ha Il-kwon). Онлайн-манхва (их тех самых "
как вы можете читать эти рулоны туалетной бумаги"
- я раньше тоже, кстати, не понимала, как, ведь "Анна.." - моя первая
онлайн-манхва. Про другие не скажу, а она для чтения оказалась очень
удобной, и то, как автор умудрился использовать этот формат как
выразительное средство, а не просто рамки, мне очень понравилось.)
Я
очень сильно принижу значение этой вещи, если скажу что-то вроде "это
такой корейский Парадайз Кисс для бедных", потому я так не скажу.
Сходство, конечно, есть, но в отличие от Паракисса (и в отличие от
бумажной манги, кстати), главная идея тут совсем на поверхности, ей не
мешают второстепенные персонажи или юморные сценки, потому она остается
такой свежей и понятной. Не понять главную мысль этой вещи, несмотря на
довольно сложную, даже немного артхаусную оболочку, просто невозможно.
Первое
впечатление от манхвы было неприятным - я очень не люблю рассказы о
бедных девочках-мальчиках, у которых нет родителей, но которые работают,
ходят в школу, терпят насмешки и пр. Я до сих пор не могу понять, у
азиатов что, нет таких вещей, как школа-интернат или детский дом? В
каждом третьем аниму есть эдакий самостоятельный персонаж, родители
которого погибли и он живет один (!). Я не знаю, как с этим делом
обстоит в Азии, я все списываю на подсознательное желание школоты
отпинаться от мешающих заботливых родителей хоть в чем-то, хоть в аниму.
Хотя
я видела одно довольно реалистичное и даже автобиографичное аниме про
детей, оставшихся без родителей - "Могила Светлячков" - а после него на
мелких самостоятельных азиатов смотришь как на эльфов и гномов -
порождение фантазии, ок. Бедная девочка содержит семью - ок. Все смеются
над ее колготками в дырках - ок. Пишет письма исчезнувшей маме -
обоже, какой штамп - ок.
Манхва подкупила красотой и простотой подачи материала так, что я плюнула на самостоятельную девочку и стала читать дальше.
Девочка
внезапно встречается с волшебником. И именно тут начинается интересное.
Правда ли он волшебник или просто фокусник? Начинаешь действительно
ломать голову и откидывать поочередно и ту и другую теорию. Начинаешь
сомневаться во всем. Правда, не очень долго. К сожалению, эта манхва не
очень длинная.
Что мне безумно понравилось в "анне", то, чего я
давно ждала - это красивая, очень контрастная пара - маленькая,
выживающая, крепко стоящая на ногах, девочка и зрелый, витающий в
облаках, душевнобольной молодой мужчина (30 лет это видать, достаточно
много для школьниц, для меня - нет ), однако этим контрастом они
очаровывают. За ними интересно наблюдать, как за парой "слепой и
безногий". Они, вероятно, созданы для поддержки друг-друга. Созданы
автором. В реальности, думаю, это бы смотрелось не так красиво и
заманчиво.
Во всяком случае, когда я один раз встретила такую пару в интернете, они оказались игровыми троллями.Постоянное метание героини между добычей хлеба насущного и верой в волшебство передано тоже просто чудесно.
Там
есть то, что я желала получить в "Мадоке", но не получила - тот детский
ужас, когда под мягкой шубкой тявкающей игрушки-робота обнаруживаешь
страшный, пугающий железный каркас. Когда "волшебство" рассыпается,
оголяя механизм.
Очень хорошее описание этого ужаса я помню в "Поющих в терновнике":
Мэгги
неловко теребила какой-то узел в волосах куклы, и вдруг случилось
ужасное. Волосы оторвались все сразу и спутанным комом повисли на
гребенке. Над гладким лбом Агнес не оказалось ничего — не было темени,
хотя бы голого черепа. Просто ужасная зияющая дыра. Испуганная Мэгги
наклонилась и, вся дрожа, заглянула внутрь. Изнутри неясно угадывались
очертания щек и подбородка, свет проникал через приоткрытые губы, и
силуэтом чернели зубы, точно у какого-то зверька, а над всем этим Мэгги
увидела глаза Агнес — два страшных твердых шарика насажены были на
проволочный прут, безжалостно пронзающий голову куклы.
Мэгги
отчаянно, совсем не по-детски вскрикнула, отшвырнула Агнес и все
кричала, закрыв лицо руками, ее трясло, колотило крупной дрожью...
...Что
же увидела Мэгги, что ее так ужаснуло? Пожалуй, она бы куда меньше
напугалась, если бы Агнес, потеряв волосы, просто залилась кровью. Это
дело обычное, в семействе Клири по меньшей мере раз в неделю кто-нибудь
уж непременно порежется или разобьется до крови.
— Глаза… глаза… — шептала Мэгги, она отворачивалась, нипочем не хотела смотреть на куклу.В
этой манхве есть еще одна вещь, которую я ужасно люблю - трогательная
надломленность. Она, вопреки всему, получилось настоящей, не притянутой
за большие анимешные глаза, как в гОремниках про умирающих девочек.
Пожалуй, она осталось столь реалистичной оттого, что ее не стали
обосновывать.
Я очень падка на трогательное. Драмы как таковые не
заставляют меня плакать, а какой-нибудь узелочек в руках у ежика в
тумане может вызвать пару часов подавленных рыданий (ужасно стесняюсь
своей сентиментальности).
А не понравилось мне вот что.
Противопоставление волшебства реализму получилось хорошим, отличным. Но в
этом противопоставлении кто-то бы выиграл, а кто-то бы проиграл. Автору
не хотелось губить волшебство поражением, а погнать бочку на реализм не
представлялось возможным. И тогда автор взял и прибег к подмене
понятий: он просто взял и назвал реализмом
материализм. И исходя
из этой ошибки, он удачно построил сюжет о противопоставлении волшебства
и реализма, где от реализма осталось... да ничего не осталось. Зато
драма.
Вот "Паракисс" тут выигрывает полной обоснованностью,
без передергивания - в нем описывается противопоставление материализма и
искусства.В целом к "Анне" у меня отношение как к
удивительно красивой картине, нарисованной с удивительным количеством
ошибок. Когда видишь, что у автора есть талант, что он может
использовать не замусоленные идеи, не надоевшие материалы, но анимушные
глаза или ключицы галкой портят весь вид.
8 из 10