Оцените отзыв
Ангел, радостный Ангел, ты знаешь ли муки,
Безнадежность рыданий и горький позор,
Страх бессонных ночей и томление скуки,
И безжалостной совести поздний укор?
Ангел, радостный Ангел, ты знаешь ли муки?
Работа Хидэаки Анно и Ёсиюки Садамото « Neon Genesis Evangelion» представляет собой сложное, многогранное и плюралистичное соединение каббалистического духа и человеческой ментальности. Именно эта сопряженность двух на первый взгляд не сопоставимых основ, но существующих одна через другую, позволила аниме и манге выбиться из множества работ в жанре «меха». «Ева» по сути, является неким шагом за устоявшиеся допущения в сложившейся традиции жанра, шагом к вопросам и проблемам терзающих умы человечества многие века и не потерявшие своей актуальности. Постановку этих проблем способствовала депрессия и фрустракция перенесенная Анно вылившаяся в многогранной персонификации его духа в характерах героев и образах ангелов, а также стилистике мира, в особенности это видно в заключительных сценах манги и аниме.
Отдельного внимания среди всех персонажей заслуживает образ Икари Синдзи, являющегося неким «исходом» для Хидэаки в его продолжительной борьбе с собой, а также содержащий (весьма вероятно) основные и наиболее важные элементы переживаний режиссера. Этот факт послужил темой для критики Икари, как героя в сообществах, обвинению его в слабохарактерности и малодушии что для меня является ярким примером того неправильного подхода к анализу и не выделению персонажа как личности обособленной от зрителя, может привести к печальному исходу. Ведь образ третьего дитя является связующей единицей для понимания трагедий остальных героев, он включает в себе их элементы и в дальнейшем выводит к логической кульминации. Трагедией же самого Синдзи является не принятие мира как части самого себя, вечное бегство от «я» и состояние непроходимой отрешенности и безразличия, ведущие к осознанию того что жизнь не изменить сколько не пытайся. Смерть матери, погибшей на его глазах и бесчувствие отца к судьбе сына, повлекло за собой нечто похожее на «экзистенциальный кризис» состояния заброшенности в мир без воли человека, причем все это он переживается на метафизическом уровне, неком приближении к абсолюту, не зависимо от доводов и бытия других людей. Пилотирование Еву-01 является некой метафорой (Ева-жизнь), Синдзи не хочет управлять Евой, как и своей жизнью. Конечно, за всей этой краской и помпезностью слов рождается патетическое представление о человеке, возвышение через горе и прочее, но это не с коем случае не относится к Синдзи .Он был бы рад выпутаться из этих цепей детских переживаний, сформировавших его ,но понимание того, что ничего истенней этой тюрьмы собственного сознания нет, останавливает Икари, хотя кажется что благодаря Аске ,Рей и Мисато он понемногу выкарабкивается из этой ямы. Неслучайно я упомянул об этой троице, именно благодаря ей Икари, не смотря на свой личностный кризис продолжает бороться до конца, ему является осознание того что выход из сложившегося тупика все же можно найти путем человеческих взаимоотношений. Этот факт доказывает обретение тела в конце комплементации не принятии утопии и жажды именно жизни в той форме, которую он её помнит.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение каббалистической части и пласта сюжета выражающегося в Проекте содействия или комплементации. Выделяет его нестандартный визуальный подход больше раскрывший себя в аниме чем в манге. Образы наполненные христианским символизмом, сливающиеся с красными тонами пейзажа, а также сам процесс слияния Рей с Лилит наполняют сознание невиданным до селе ощущением сакральности происходящего, выраженного в финале серии. Проект содействия является неким выходом для человечества, решением проблемы зла, непонимания людей друг другом и, конечно же, стремление к безграничной свободе духа от оков материи. И при всем выше сказанном не стоит отделять героев от финала, они являются частью его, раскрываются и существуют посредством единения с ним.
В заключении хочется сказать, что тематику «Евангелиона» сложно раскрыть и выделить в первозданном виде, а охватить и тем более рассказать ее здесь весьма трудная и кропотливая работа, личности каждого героя и время которое придется уделить на их описание, не говоря уже про все существующие теории строящиеся вокруг концовки и связанные с появлением ангелов. О дизайне персонажей и Ев писать счел не обязательным, во избежание трюизма.
« Neon Genesis Evangelion» тонкой красной линией отметил границу, за которую еще не смогли переступить другие авторы и режиссеры, границу преображающую коммерческий продукт в творение искусства.
Дата публикации: 22.03.15