Оцените отзыв
Писать рецензии к не оконченным работам – не в моих правилах, но здесь случай исключительный. Потому что эмоции зашкаливают уже после первой главы, а за двенадцать их скопилось слишком много. И в некотором роде этого достаточно, чтобы составить первичное впечатление об истории. Не изменится ли оно к концу – вот в чем вопрос.
Много ли художественных произведений посвящено танцевальному спорту? Это я не говорю о том, чтобы танец там существовал как основа сюжета, а не просто фон для очередной сопливой любовной истории, исход которой известен всем. Хотя тот же вопрос можно задать о фигурном катании, гимнастике... и еще о паре десятков видов спорта, которые едва ли освещаются в литературе и кинематографе. Иной раз думаешь, что это даже к лучшему – если уж более простые темы умудряются подать так, что плюешься, то столь узконаправленные и того опаснее. Но, как показывает практика, встречаются и более чем удачные исключения. Пусть и единицы на десятки сотен. Эта манга вошла в их число.
Возвести ли её в ряд шедевров – время покажет, но на данный момент она и вправду может считаться одной из лучших в данной нише. Почему?
Завязка изложена в аннотации, а вот саму аннотацию хочется переписать – не отражает она глубины идеи. Начинается все традиционнее некуда – есть у нас ГГ, типичный для сенена тем, что не представляет собой ничего особенного и совершенно не выделяется из толпы. И есть у нас воля случая, по которой этот ГГ попадает туда, где сможет раскрыться и найти себе цель, чтоб упрямо топать в ее сторону на протяжении всей истории. Не без женского участия, конечно же. Собственно, по этому алгоритму не одно произведение построили, и оскомину он успел набить многим, особенно когда все приправляется не менее типичной для того же жанра избранностью/одаренностью/уникальностью/что_угодно ГГ.
Но так ли это? Можно ли назвать Татару классическим примером персонажа, который бодренько прошагает "через тернии к звездам" и в конце манги возьмет кубок на Блэкпуле? Или мне стоило сразу Кубок Мира в категории WDC вспомнить?
Буду честной – сомневаюсь. И в первую очередь потому, что для "типичного" Татара слишком настоящий, а для простой "сказки" (чем еще бесконечные истории о преодолении и сбыче мечт считать?) манга слишком серьезная. Хоть и не без юмора. Но не о нем сейчас.
Раз уж пошел разговор о центральном персонаже, на нем и заострю сначала внимание. Имеем мы мальчишку-старшеклассника (поправьте, если с возрастом напутала), впервые оказавшегося в хореографическом зале. И то, отнюдь не по велению левой пятки и голубой мечты. Впрочем, последнее, как все понимают, не заставит себя ждать. Попробовал на своей шкуре групповое занятие, сразу повезло отработать шаги в паре, убедился в своей никчемности. Обычное дело. Возможно, в зал бы больше не пришел, если б не увидел запись с турнира – красивая картинка в душу запала. Первичное очарование взяло верх: именно это можно проследить в непосредственном желании сравниться со своим учителем, "танцевать как он". Еще далеко не осознанное и сумасшедшее желание встать на один уровень с профи – просто порыв, который нередко возникает при моментальном зажжении идеей. Долго ли он длится? Сколько таких энтузиастов сдулось на первых этапах? Когда оказалось, что красивая картинка с изнанки – кровь, пот, слезы и обезболивающие? Тысячи. Как сложится дорога Татары, и не оборвется ли она на середине – загадывать не буду, и спойлерить тоже. Выражу лишь надежду, что мангака не сольет работу, сделав его Чемпионом всего и вся.
И в то же время хочу отметить момент из ранних глав, вызвавший уважение к персонажу – его многочасовая тренировка базового элемента. Это абсолютно нормально для тех, кто в спорте давно – без базы далеко не уедешь, и если зрителя можно фишками впечатлить, судей – нет. Но вот с теми, кто только начинает танцевать во взрослом возрасте, дело обстоит немного иначе: им хочется сразу перейти к "красивостям", а не терзать несчастные перемены вальса, потому что "скучно это". Татара, пусть дальше и проявивший себя как человек, которому хочется чего-то более привлекательного, нежели основы (это ожидаемо и нормально), о скуке в тот момент явно не думал. Эта целеустремленность (в данном случае цель – освоение базового шага), конечно, не в новинку для ГГ в данном жанре, а всё равно хочется пожать руку и положительно оценить. Потому что реалистично подано. С последовавшим перегрузом для неподготовленного, что и дальше замечено – автор не делает из парня того, кто вдруг и технику осваивает махом, и абсолютно нормально входит в спортивный режим (ага, после месяца отдыха-то восстанавливаться надо, а здесь человек совсем не в форме). Сохранится ли эта жизненность сюжета и дальше – вопрос.
Что касается не центральных, но тоже выведенных на передний план персонажей. Великого Зла здесь нет (пока что, хотя бы). И как таковых категорически отрицательных соперников, которых надо победить – тоже.
Хёдо, столько лет танцевавший с Ханаокой, мог/может считаться соперником в том плане, что при его наличии желаемая партнерша слегка так занята, но он – не менее привлекателен своим образом (и я не о внешних данных) как спортсмена, и не ведет грязных игр, за которые можно желать ему вылететь с паркета. Вариант надежного, но требовательного и горящего партнера.
Гадзю – личность менее уравновешенная, более сложная как партнер, но, опять же, со своими промахами и проблемами. Непростой вариант для длительного партнерства, непростой вариант в плане поиска подходящей партнерши. Но техничность перекрывает характер. Здесь же едва заметно мелькает их детское и юниорское прошлое, и хочется верить, что его также раскроют – вряд ли эти персонажи вписаны лишь как соперники для ГГ.
Теперь что касается технической части – рисовка оказалась слегка непривычной, хоть и приятной. Но это забылось быстро, как только дело дошло до моментов танца: а их здесь немало. Линии и динамика – сильная сторона мангаки. Видно, что к истории она подошла серьезно, а не просто выбрала рандомно фон для развития персонажей – даже если листать сканы и не понимать фразы, четко "читается", где самба, а где джайв. Хотя пока больший упор сделан на европейскую программу. Да, отличия-то найдут спортсмены, а не сторонний обыватель, но сужу я именно с профессиональной точки зрения. И видеть такой ответственный подход – приятно. Движение, вплоть до нюансов его замедления или ускорения, передано отлично. Напряжение тела – на высоком уровне. Глаз отдыхает, мышцы невольно подрагивают, мозг вспоминает. Выразить танец в рисунке, бесспорно, легче, чем в тексте, но и это удается не каждому. Держать в напряжении читателя, особенно не знакомого лично с танцевальным спортом – как показал опрос – тоже задача не из легких. Мангаке удается это и развитием сюжета, и графикой. Остается лишь надеяться, что поставленная планка удержится до самого конца.
Эта история не только для тех, кто знает, чего стоят полторы минуты на паркете, что скрыто за шикарными нарядами и легкостью движения. Не только для тех, чье сердце когда-то отбивало ритм вальса, и дыхание сбивалось в эмоциональном напряжении пасодобля. Но и для тех, кто хотя бы на минуту хотел прикоснуться к одному из самых красивых и дорогих видов спорта. Для тех, кто задавался вопросом: "а не поздно ли?".
Не поздно. Только сначала себе стоит ответить – для чего именно.
Хотя бы для того, чтобы быть счастливым. Возможно, танцуя.
Судейской коллегией в финале единогласно все первые места. 10/10.
Дата публикации: 11.06.15