Оцените отзыв
Как узнать, хороша ли манга?
Стоит лишь о ней вспомнить – и образы персонажей встают
перед внутренним взором, ярче и полнокровнее живых людей. Любая дурацкая мелочь
может проассоциироваться с сюжетом или теми же персонажами; так что окружающим
остаётся только гадать, почему ты вдруг хихикаешь, как завсегдатай
психбольницы, или утираешь скупую мужскую. Чтение новой главы сопровождается
рядом важных ритуалов, навроде устраивания уютного гнёздышка, притаскивания
туда еды, благодарственной молитвы переводчикам - и пусть весь мир в это
время подождёт.
Если у пациента наблюдаются эти симптомы, то, скорее всего, манга удалась. Вот конкретно эта – так точно.
«Дворецкий» в целом неоднозначен, конечно. Меня откровенно пугает осознание того, что пространство этого произведения, его мир – как та сумочка Гермионы: мюзиклы, дорамы, неровный аниме-сериал с ничегошным первым сезоном, наркоманским вторым и крышесносяще прекрасным третьим (который по манге, что символизирует, однако), куча овашек, которые то в лес, то по дрова. Адские толпы фанатов, безбрежные просторы всякой продукции по мотивам. По идее, ты радоваться должен, но что-то как-то…
Манга теплее и ламповее, право слово. Щенячий восторг визуала: у меня вся эта тобосовская невозможная красота запечатлелась на сечатке, как на фотографической плёнке. Тобосо любит и умеет работать с цветами, её рисовка - как шитьё чёрным шёлком по чёрному же бархату: очень дорого, аристокрастически-выпендрёжно, но ни в коем случае не вульгарно. Пятьдесят оттенков чёрного, ага. Привыкаешь к хорошему после подобного, от всего потом нос воротишь.
Сюжет… Прекрасен он. Чернильно-мрачен, удушающе жесток, загадочен, ироничен и совершенно неповторим. Череда ярких, запоминающихся арок – точно сжатые пружины фантасмогорического механизма. Что за Франкенштейна мы получим в итоге, когда манга закончится? Куда метит мангака? Тайна, покрытая мраком. Надеюсь, Тобосо будет держать планку до последнего: если будет что-то вроде финала второго сезона, то я повешусь на чулке.
Кстати о тайнах. В этой манге можно внезапно наткнуться на
мобильник. И ажно на целый танк, но я вам этого не говорила. Какого
лешего управляющего домом английского аристократа зовут Танакой? И говоря о
леших, синигами… Это же не ваша подотчётная территория, что вы в этой стране
делаете?... В чопорной-то, внешне добропорядочной, мануфактурно-оборочной
викторианской Англии? Ну, альтернативной Англии, хорошо-хорошо. Даже при таком
раскладе у меня лично начинает трещать шаблон по части атмосферы.
Тут с суровой исторической драмой соседствует перечный юморец – в смысле что до слёз. И фансервис, тонны его. Экзистенциальный вопрос возникает: как читать этот лукавый недовикторианский фарс?
Под задорный треск шаблона, легко и просто, с удовольствием. Ибо не видел свет ещё таких великолепных стилистов, как Яна Тобосо. И я не только визуальную сторону дела имею в виду. Атмосфера её «Тёмного дворецкого» выводится из тончайшей игры на грани фола, где шаг влево, шаг вправо уже будут пошлостью или эребором. Будто бы она заваривает дорогущий чай, взвешивая листочки, измеряя температуру воды и подбирая надлежащий хрупкий фарфор.
Пишу и прямо вижу, как Себастьян, - вежливая улыбка на губах, но не в глазах, благородная осанка, белоснежные перчатки, - готовит утренний чай для молодого господина.
Да, «Дворецкий» проникает к вам в мозг и располагается там
надолго. Бегите, глупцы, пока не поздно.
Путешествуя по туманному Альбиону девятнадцатого века, в возникающем ассоциативном ряду с удивлением обнаруживаешь не только Дэвида Копперфильда, Оливера Твиста, Дориана Грея, Холмса с Ватсоном и ветвистый клан Форсайтов, но и юного игрушечного магната с дворецким. Хотя казалось бы – где Англия и где Япония?
Есть у этих двух островов какое-то «общее место». Недаром самая «английская» по духу книга, которую я читала в последнее время, была написана японцем. Тоже про дворецкого, кстати. Кто же, как не японцы, поймёт и воспримет эту исполненную достоинства идею служения своему господину?
Стоит понимать, конечно, что с объективной точки зрения Себастьян, внешне воплощая собой идеального слугу, таким считаться не может. Разница между ним и тем же Агни, например, или там Дживсом, который из другой оперы, заметна невооружённым глазом: те посвящали делу своего господина душу и сердце, тогда как этот напротив, их ожидает получить. Об этичности контракта говорить безполезно, ведь спрос рождает предложение, и Сиэль чертовски сознательно сделал выбор. Ну и всё-таки речь идёт о демоне, какая уж тут этичность. Зло как оно есть: соблазнительное, всемогущее и бездушное в прямом и переносном смысле слова. Есть народная примета, согласно которой любое мороженое, оставленное в метре от кавайного изображения Себастьянчика, растает в лужицу во мгновение ока. Что таится за таким шикарным эстерьером – шут его знает. Себастьян абсолютно не сентиментален, а между тем условия, на которых он согласился работать, довольно туманны. Сиэль может найти виновников смерти своих родителей лет эдак через десять. И как он собирается заставить их испытать те же муки? Та ещё задачка. Себастьяну придётся запастись терпением. Вполне вероятно, кстати, что это такой нетривиальный способ развеять скуку.
С Сиэлем не заскучаешь, это точно. Не 13-летний мальчик, а клубок противоречий. То юный граф такой трогательный, милый и беззащитный, что хочется потискать за щочки, то он устраивает локальный эстерминатус с убийственно безжалостным лицом, - аж сам Себастьян мурашками покрывается. Он управляет огромным предприятием, устраивает деловые встречи, гордо носит титул графа Фантомхайва и Цепного Пса Королевы – и, пока он не заснёт, просит дворецкого оставаться в комнате. В его отношении к Себастьяну порой проскальзывают такие детские нотки, что хоть плачь. В плане, Господи, что за косячный мир: для Сиэля демон оказывается самым близким существом. Фантомхайв совершенно осознанно шагает в бездну; смотреть на это страшно до слёз, но в этом есть своя тёмная красота.
А ведь у графа, однако, есть друзья. Вокруг много хороших, нефальшивых людей, которые в нужный момент протягивают ему руку помощи – всегда, кроме того единственного раза, когда Сиэль остался один.
Красотка мадам Рэд – его любимая тётя. Багряно-алый цвет её нарядов пылает даже на страницах чёрно-белой манги. Роскошная женщина, трогательная история. Знал её дворецкий, к кому наниматься, да.
Няш-мяш Лиззи, невеста Сиэля, зажигает рок милоту и
веселье в этой мрачной истории. Чуток с этим перебарщивает, правда, но уж
поверьте, когда будете читать арку про корабль, то простите ей всё, что можно и
нельзя.
Люблю Лау. Не, я вообще всех люблю, но Лау такой укурыш
прекрасный пофигист, эдакий созерцатель, познавший дзен – песня же, а не
человек.
А остальная прислуга графа?... Хо-хо-хо, я и не думала, что кто-то может управляться по дому ещё хуже меня. Они очаровательны, честное слово.
Столько ещё персонажей кроется за кулисами… о, их даже не перечислишь! Роскошные, яркие образы – пальчики оближешь. По поводу некоторых из них сердчишко у вас будет болеть ещё долго.
Однако, догадываюсь, что если задержу ещё на немного моих дорогих гостей, читателей сей презренной простыни, то получу тапком. Посему с превеликим сожалением и низким поклоном провожаю вас, и да будет ваш путь лёгок и приятен.
До новых встреч в поместье Фантомхайв!Дата публикации: 18.06.15