Прежде, чем начать, спойлер для тех, кто беспокоится за одного из героев и просит намекнуть, как все сложится.
Верона – гг, и история о ней. Она вырастет (немного или значительно – зависит от индивидуальной оценки читателя), автор постарается нам это показать. Что-то приобретет, что-то потеряет. Хэппи-энда не будет ни у кого. Так что ее финал на фоне остальных выглядит не плохо.
Годная история, не лишенная повествовательных промахов в изображении некоторых эпизодов.
Финал стал для меня опустошающим. Хотя тут во многом моя вина.
Найдя историю через коллекцию «Мезальянс» (очень уж утомили формулы герцогиня/принц, принцесса/герцог) я сразу прочла добрый десяток глав, не глядя в жанры и вовлеклась в сюжет, который обещал стать слегка пикантным. Поэтому, когда обнаружила в жанрах трагедию, отмахнулась – «корейские трагедии - не японские: добавят пару печальных, жестоких моментов, но в целом будет сносно» - и я почти не ошиблась, если бы не события, через которые автор провел одного из героев незадолго до финала, которые совсем не вытекали из общего хода повествования. Проще говоря, рояль из кустов, который персонажа переехал (ну знаете, у роялей же есть такие маленькие колесики)… Более того, он как выехал, так и уехал, на ход повествования как такового никак не повлияв – просто под конец насыпали горсть хинина и сказали – съешьте, а то мы вам не расскажем, чем кончилось…
И, тем не менее, постараюсь рассказать о произведении в целом.
Возвращаясь к жанрам и анализируя финал, скажу, что это
не трагедия в полном смысле слова
, а скорее, притча с трагическими эпизодами.
Здесь нет трагедии а-ля «в итоге все умерли». Спойлер – не все. Здесь нет изнурительного повествования, когда ты уже на двух третях произведения думаешь «да лучше бы они все уже умерли!!»… Тут скорее что-то вроде «и жили они долго и несчастливо»… При этом сиюминутные интриги и борьба за власть часто отвлекают от вселенских печалей, фокусируя внимание и героев, и зрителей на решении конкретных задач. Так что совсем уж занырнуть в страдания вам не дадут.
Большим плюсом истории является, во-первых, ее наличие. (сами понимаете, основной объем манхв, где ничего не происходит, кроме примерки платьев, сильно занижает планку).
Второй плюс - то, что история посвящена не романтике, а борьбе за власть, но при этом нет скучной непонятной придворной кутерьмы из сплетен и вагонов иносказательных колкостей. Есть вполне понятные действия, влекущие ответные поступки.
Третий
плюс - ориентированность автора на произведения классической литературы, много отсылок к Шекспиру. И в целом попытка построить драму по его принципам. Когда в произведении нет ни одного полностью положительного персонажа, но и явно отрицательными никого назвать нельзя. У всех есть и положительные и отрицательные качества, более того, отрицательные качества, вырастают из положительных при их чрезмерном пестовании. Привязанность обращается в одержимость, сила в жестокость, желание спасти всех в двурушничество. И при этом улавливается шекспировский мотив поругания, когда усиливающиеся негативное качество постепенно ведет к разрушению в человеке прочих положительных качеств и жизни вокруг. Темное не просто победило светлое, но проволокло его по грязи.
К минусам можно отнести тот факт, что этот шекспировский тон так и остается попыткой, проглядывающей лишь в части эпизодов, а в других частях повествования мы имеем дело с сухим событийным изложением, будто бы даже оторванным от чувств персонажей и их качеств. Так что все же после прочтения остается ощущение, что автор «не докрутил», не довел до апофеоза чувства героев (не действия), и не сложил все в какой-то однозначный вывод.
С этой же проблемой связано и то, что произведение композиционно распадается. Трудно сказать, что первопричина: то ли первоисточник (новелла) заблудился в идеях, то ли произведение пострадало при переложении в сценарий. Но по факту мы получаем
два сезона - очень различных по характеру повествования и идеям. В первом сезоне перед нами классический треугольник – две принцессы и шут между ними. Шут является одновременно и рассказчиком, и действующим лицом, хоть и очень вялым, но в итоге повлиявшим на то, что безжалостные шестеренки борьбы за власть ускорили свой ход. При этом романтическая линия является очень весомой, и драматической дилеммой первого сезона становится «Власть vs. Любовь». Временной отрезок первого сезона укладывается в несколько месяцев, а сам автор с большим внимание относится к переживанием всех героев. Попутно отражая, как события мерно затягиваются в петлю. Первый сезон выглядит очень цельным.
Во втором же сезоне от былой цельности не остается и следа. Сезон начинается с того, что Шут обещает зрителю сделать выбор между героинями. Но по факту его выбором становится еще большая пассивность. И он не только перестает влиять на развитие сюжета, но и перестает проявлять хоть какую-то активность даже в ситуационном взаимодействии с героинями. Наблюдатель, постепенно теряющий свой характер. Вместе с тем автор выводит в полноценные героини младшую принцессу, которая в первом сезоне была лишь заложником ситуации, подверженным внешним воздействиям. Однако при таком знаковом сюжетном усилении эмоциональная вовлеченность Шута-рассказчика наоборот снижается. Автор пишет для него часто невыразительные реплики: «ой, что-то мы с ней отдалились», «ну вот, опять не спас...». В то время как в первом сезоне он выдавал пламенные клятвы обеим героиням.
Как результат - нарастающая жестокость событий компенсируется меньшей сопричастностью читателя. Вдобавок, некоторые повороты сюжета выглядят притянутыми за уши, в отдельных местах появляются дыры. Нет и цельной временной протяженности: события второго сезона являются группами эпизодов, расставленными на временном отрезке в 2-2,5 года с тайм-скипами между ними. Проще говоря,
подскомкали хорошую историю.И, тем не менее, мне было небезынтересно, отчасти по инерции, узнать «ну что у них там еще случилось? и чем кончится?» .
Однако из-за замены ключевых героев меняется и суть конфликта. Так что в финале конфликтуют уже не «Власть vs. Любовь», а «Ответственность vs. Безответственность». Романтическая линия отходит на второй план, обнаруживая себя только редкими всполохами на грани фан-сервиса, и все же довольно выразительными.
Но
если рассматривать всю историю как путь одной героини, то разный фокус сезонов кажется не столь существенным, хоть и добавляет истории ощущения одиночества.
В итоге, лично для меня
история оказалась очень цепляющей и оставила в расстроенных чувствах, попытка разобраться и примириться с которыми вылилась в данный обзор. При этом пишу больше о композиции потому, что к бедным героям и их хрупким чувствам как подступиться, откровенно не знаю…
Так что
если ищите чего-то горько-сладкого - пробуйте…