Всем привет!
Давайте предупрежу сразу: я старалась, но писать рецензии не умею. Привыкла предоставлять это дело более умным и грамотным людям, которые сделают его лучше меня. В этот раз решилась написать, очень уж затронул тайтл, да и провела я с ним почти 10 лет... Ну и на волне событий последних глав, что греха таить...)
Особой оригинальностью похвастать не могу, но старалась быть справедливой и, как ни трудно, обойтись без спойлеров. И - да, будет очень длинно.
Я вас предупредила, а теперь поехали.
Благо, на риде есть все главы в более-менее нормальном переводе и качестве, так что можно, не отрываясь, прочесть всю историю с самого начала.
Итак, наши герои.
Могами Кьёко, идеальный работник месяца, вкалывающий всегда за себя и того парня, гений и герой. Влезет на Эверест, прошибет лбом стены, добьётся цели несмотря ни на что. И иронизирую я, на самом деле, только на треть. Вот честно - всем бы такое упорство.
Она - непревзойдённый талант, который сам об этом не знает.
Её мать вручила ребёнка родственникам начальника и скрылась в тумане, оставив маленькой Кьёко детскую травму и комплекс «Я должна во всём выложиться на сто баллов».
И Кьёко стала жить и прислуживать в благодарность за жилье и заботу, попутно учась традиционным манерам, готовке и рукоделию.
У этих самых родственников был сын-ровесник главной героини. Единственный наследник богатых родителей, самый популярный парень в школе, талантливый певец и друг детства - отличная кандидатура на роль принца для нашей героини. Она растёт рядом с ним и души в нём не чает. Особенный человек, сердечки в глазах, на всё пойдёт, лишь бы ненаглядный был доволен. Идеал японской девушки, ни прибавить, ни отнять.
Конец средней школы, предки подливают масла в огонь, и вопрос - музыка или наследство - встаёт для нашего принца ребром. Он мечтает стать такой звездой, чтобы ему поклонялись во всей Японии, номером один в шоу-бизнесе, и уверен, что и упорства, и таланта на это ему хватит. Так что ни о каком «жениться и унаследовать гостиничный бизнес родителей» не может быть и речи. Он решает рвать когти и подаёт ситуацию под таким соусом, что Кьёко без лишних слов едет с ним, счастливая, что он выбрал её. Они романтически сбегают в Токио, покорять Олимп шоу-бизнеса.
И пока преданная Кьёко, как гном в алмазных шахтах, вкалывает на двух работах, чтоб обеспечить пропитание и апартаменты, полагающиеся принцу, сам принц поднимается всё выше в чартах известности. Она фанатично мечтает о косметике и о том, как станет прекрасной принцессой, достойной своего суженого. Он, как ребёнок, радуется каждой новой фанатке, украденной у соперника, и верит, что однажды полностью разгромит и похоронит этот идеальный номер один всея Японии.
Тут мы с вами их и застаём.
По обстоятельствам складывается картинка типичного седзе, чем-то даже напоминает Итацуру: обычная старательная девушка-героиня и весь из себя амбициозный принц-герой. Вы думаете, что сейчас вам покажут, как они преодолевают трудности и укрепляют свою любовь...
Но как бы не так, ребятки!
В первых же главах герой срезает эту мысль на корню: я тебя взял с собой, как служанку, чтоб пахала на меня, кормила-стирала-одевала, а так ты для меня ноль и пустое место. И Кьёко, вне себя от гнева за разбитую любовь, клянётся: я отомщу! Клянусь, я стану звездой такой величины, какая тебе и не снилась, и ты пожалеешь!
Так она и утратила веру в любовь, так и поклялась, что любовь - зло, и она любить больше никогда не будет.
«Ну-ну, - сказала я себе, читая в первый раз, - щас пара удачных совпадений, карьерный взлёт, соперник, и - чудесное примирение в стиле «на самом деле я тебя всегда любил, давай начнём всё с начала».
Вот только эта манга обламывала все штампы и шаблоны. И здесь не будет быстро, как в других, так как всё очень постепенно и много различных линий, арок, второстепенных героев, в которых можно найти отражение главных, чтобы до конца их понять, и сайдовых квестов, которые надо пройти, чтобы раскрыть все стороны проблемы и разобраться с ней.
Тут героиня до конца не забудет о своей цели и мотивации и не отступит от своих принципов.
Кьёко умеет ненавидеть. И ей глубоко пофиг на слово "невозможно". Она не сдаётся в принципе, как будто у неё отключена такая опция. Она может сомневаться, может грустить, расстраиваться и переживать, она может злиться, беситься и проклинать, но "я ничего не могу сделать" - не про неё. Она боец, и она всегда будет бороться. И у неё хватит изобретательности и находчивости, чтобы вывернуться в любых обстоятельствах, она не рассчитывает, что её кто-то спасет, она не беспомощная героиня-цветочек. Всё сама, всё сама... Да, во многом ей везёт, но попутный ветер дует тем, кто вкалывает.
И на самом деле она очень талантлива: когда она вживается в роль, её персонаж начинает жить своей собственной жизнью. Настолько пугающе естественно, что иногда кажется, что она и не играет вовсе.
Она жутко ответственная, в этом у неё нет пределов, и вас не раз это будет сбивать с толку: это ответственность или?..
У неё есть закидоны: духи-демоны, охраняющие её сердце, порождения её ненависти, тяга к магии и патологическая страсть к феям\эльфам\принцессам. Она так доверчива, что под этим соусом ей можно впарить что угодно. Вы офигеете, серьезно, порой до клиники доходит. И нет, к 46 тому эта фигня не пройдёт. В арке Гуама вы себе лоб фейспалмом расшибете, я гарантирую, а это - 34-35 том.
Она очень старомодно воспитана, набор её умений подходит для дамского журнала 19 века, но во всём она стремится к совершенству.
Несмотря на общую наивность, для своего возраста Кьёко очень умна и проницательна, быстро считывает ситуацию. Всё, что мужики этой манги хотели бы скрыть, она сечёт только так. А вот то, что они хотели бы показать...
Она настолько не уверена в себе, настолько привыкла считать себя обычной, что, когда все называют её красивой, она считает это магией косметики, талисмана, да чем угодно, только не своей заслугой.
Любовь - её травма.
Кьёко боится влюбиться и избегает этого всячески. Она вывернет всё наизнанку, поймёт ситуацию под совершенно немыслимым углом, будет тупить и упираться до последнего, лишь бы ничего не видеть.
Больше никто не причинит ей боль, если она никого никогда не полюбит, правда?..
Есть пара-тройка личностей, которых не устраивает такая постановка вопроса.
Наш принц детства и великая первая любовь героини - Фува Шо.
Такой типичный самодовольный и самоуверенный цундэрэ, свято уверенный: что бы там Кьёко ни плела, а он для неё всегда будет особенным. Он, как всякий красивый засранец, несдержан, эмоционален, вспыльчив и заносчив. Он павлин, который уверен, что станет звездой, и готов бросить вызов всем и каждому. Но павлин, надо признать, талантливый. Работе отдаётся целиком, запоминает мелодии влёт, партитуру пишет легко, как смс-ки. Он умный и достаточно циничный, чтобы понимать, что нужно делать, чтобы выжить в шоу-бизнесе. И он ни за что и никому не уступит первое место.
Шо за столько лет настолько привык к тому, что Кьёко - набитая дурочка, серая мышь с сердечками в глазах, все интересы которой замыкаются на "выйти замуж за любимого" - и для него это само собой разумеется.
Они росли вместе, а потому знают друг друга как никто, во многом похожи и часто думают и реагируют одинаково. Это надо учитывать и... На этом можно сыграть.
Шо обалдеет не раз, поняв, какой красивой и притягательной она может быть и как талантлива на самом деле. Но всё равно будет, как лейб-мотив или как молитву, повторять: ты - набитая дура, ты - скучная клуша, которая никому не нужна.
Потому, что он не собирается признаваться даже себе, что нуждается в ней.
Он пойдёт на всё, лишь бы она всегда помнила о своей разбитой любви к нему и никому больше не открыла своё сердце.
Но и всё же, Шо не классический злодей. Он по-своему заботится о Кьёко. Вытаскивает её из передряги, даёт по ушам обидчику и приглядывает за ней.
Он понимает, что Кьёко ввязалась в партию с боссом, который ей точно не по зубам, и не хочет, чтобы она пострадала. Он в принципе не хочет, чтобы ей было плохо.
Но - Шо, чего ты хочешь от Кьёко на самом деле?..
Почему ты так боишься проиграть: потому, что ей снова причинят боль, или потому, что?..
А проиграть можно легко.
Потому, что Цуруга Рен - идеал.
Он ослепительный красавец, он номер один в Японии, он звезда практически в самом зените. У него прекрасные манеры, он вежлив и обходителен со всеми, "нежен, как лучи заходящего солнца". Очень уравновешенный человек, невероятно терпелив, никогда не ведётся на провокации, работать с ним - одно удовольствие. А противостоять его обаянию не в силах ни одна женщина, недаром его называют пожирателем актрис, его сияющая улыбка сражает наповал. Он умён, изобретателен и очень, очень талантлив. Он по праву заслужил своё место на вершине.
И он всё это знает и пользуется, потому что, при чём при этом, тролль, каких мало.
Казалось бы, при встрече с таким идеалом - кто устоит?..
Но Кьёко устоять было легко: он с первой встречи её невзлюбил. Добиваться известности ради мести?.. Я тебя триста раз заставлю пожалеть об этом!..
Цуруга Рен никому не прощает наплевательского отношения к работе.
Даже, когда ты не умеешь, он заставит тебя играть.
Он вообще любого заставит плясать под свою дудку.
Поначалу кажется, что Цуруга - это такой блистательный соперник, стандартная помеха для героя. Он слишком хорош, чтобы быть правдой, он именно такой, какими обычно создают помех - чтобы разбить сердце читательницам, когда он благородно отойдёт в сторону, чтобы герои были вместе.
Но чем лучше узнаёт его Кьёко, а вместе с ней мы, тем больше слетает с него шелуха идеальности. Тем больше крепнет уверенность, что он такой же главный герой - сложный, противоречивый, продуманный. И на самом деле ничего ему не достаётся легко.
И самая главная его проблема - он не умеет любить. Любовь - незаслуженная роскошь для него.
«Опять темное прошлое? Опять какое-то недоразумение, которое всё портит?» - кривилась я.
Но это не было недоразумение.
Если Кьёко предала любовь, то Рен предал себя сам.
Оба они похожи в том, что наложили на себя запрет, похожи в своих принципах, в пугающем таланте и, как ни странно, в своей мотивации в игре - сначала превзойти, а потом - создать себя. Оба они вскрыли худшее, что в них было, утонули в нём, но оба выбрали бороться.
И Рен, как бы ни был благороден, ни за что не отойдёт в сторону, пока ему есть, за что сражаться.
Даже если это - воля Бога.
Кьёко для Рена - драгоценность не потому, что чиста и наивна, и не потому, что её тяжело завоевать. Это всё да, но - потому, что когда-то она сотворила для него чудо и вернула ему его суть, то, что он считал уже безнадёжно утраченным. И он вложит все силы, чтобы не разочаровать её.
И ни ему, ни его любить не будет просто. Он манипулятор похлеще Шо, он врун и лицемер, скрывающийся за масками, он, как козырями, вовсю пользуется своим старшинством и авторитетом, он хитер и коварен.
«Если шоу-бизнес полон хитрых лисиц и зубастых волков, то он - сам дьявол», - скажет о нём Шо, и будет прав.
Потому что ни сам Шо, ни, тем более, Кьёко не играют с ним в одной лиге.
Шо не хватает жизненного опыта, опыта боли, провалов и поражений, ему не хватает воли и закалки, не хватает выдержки, жёсткости и хитрости, чтобы быть с ним на равных. Шо для Рена - зарвавшийся молокосос, которого легко можно поставить на место и которого вообще можно было бы списать со счетов и не обращать внимания, если бы не одно «но».
Для Кьёко Рен - пример, кумир, сияющий образец мастерства. Та вершина, которой она сама хотела бы достичь, бесценный учитель, кладезь опыта и знаний.
«Ты в ужасе, что твой противник так силён, ты стремишься сравниться с ним, но победить его ты не желаешь».
А ещё он для неё то драгоценное чудо, что сбылось когда-то, то, что придало сил и заставило поверить в магию и волшебство. То, что это он, она даже сама не знает, и я и надеюсь, и ужасаюсь тому, что она может догадываться...
Потому что это открытие изменит всё.
Расстановка сил такова, что у каждого героя есть своя мотивация, свои проблемы и своё поле битвы. Впереди у каждого - цель, за спиной у каждого - поддержка.
Яширо - менеджер Рена, глас разума и здравого смысла. Сколько бы подопечный ни улыбался и ни врал, всегда всё замечает, зрит в корень и видит истину. Переживает за него, как за себя, и старается для него.
Шоко - менеджер Шо, опекает его, заботится, терпит капризы, даёт советы и старается направить в нужное русло.
Мооко-сан - лучшая подруга Кьёко, видит все её косяки и проблемы, старается выслушать и помочь.
Мария-чан и Амамия-чан - отражение отдельных черт и проблем героини - и тоже опора и поддержка.
И блистательный Джокер этой партии - президент Такарада.
Его появление знаменует собой что-то значительное, он является, как волшебник, и его появление всегда имеет важные последствия. Он вроде бы топит «за наших», но своими собственными путями.
В Не сдавайся нет шаблонных персонажей, каждый - продуманная и прописанная личность, и почти нет филлеров и проходных арок, каждая нужна, чтобы что-то показать, каждая так или иначе двигает сюжет. Даже, когда кажется, что ничего не происходит.
Несмотря на важную роль этого чувства в сюжете, Не сдавайся - не про любовь. Несмотря на кучу смешных моментов, это не комедия. Эта манга про то, как преодолеть своих демонов и стать собой. Это история про то, как восстановиться после пропущенного удара. История, как не сдаваться никогда и никому - ни обстоятельствам, ни судьбе, ни себе.
Это история о том, чем может обернуться "пропущенный удар".
Я благодарна мангаке за то, как она посмеялась над шаблонами про первый поцелуй, про блондин/брюнетка и брюнет/блондинка, про друга детства (с кем встретилась раньше, с тем и будет), и за все оригинальные решения, которые она придумала. Особенно за её подход к чувствам и желание внушить, что не всегда, когда девушка говорит «нет», она имеет в виду «да, я твоя». Что с чувствами нужно быть осторожными.
Это уже почти не седзе, а почти полноценный сенен.
Я очень надеюсь, что финал этой истории будет достоин её, и буду с удовольствием следить за тем, как мы к нему придём.
«Не думай, что на пути к цели одного лишь упорства - достаточно!»
З. Ы. Если кому-то интересно, то я придерживаюсь мнения, что по закону старого седзе вместе будут герои, чьё имя начинается на одну букву :3
З. З. Ы. Если что, я открыта к разумным замечаниям и дискуссии.
Всем добра!