Отзыв на мангу Начало после конца

Оценка автора: 8/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Жанр попаданцев и отпочковавшийся от него жанр перерожденцев всегда делил людей на два радикальных лагеря. Одни были готовы восхищенно есть все, что им дают, другие же не упускали возможности высказать свое изысканно-высокомерное "фи" в адрес такого рода работ. И если с первыми все понятно, то вот вторых мне всегда хочется спросить: ребята, а шаурму или хот-доги вы тоже критикуете за то, что они не устрицы из мишленовского ресторана? Иссекай изначально жанр сугубо развлекательный и эскапистский, это фаст-фуд от мира литературы, а потому стандарты тут изначально другие. Вкусно, сытно и не слишком вредно - значит хорошо. Байроны и Достоевские в другой стороне. И да, миру нужна не только возвышенная и глубокая литература.
Тем не менее, хоть иссекай и не стоит мерить снобистскими мерками, сам факт принадлежности к низкому жанру никак не защищает произведение от критики. Ведь даже самый простенький бутерброд можно сделать хорошо, а можно сделать плохо. При этом оценка качества в данном случае подразумевает скорее проверку на ошибки, нежели поиск уникальных достоинств. Так и поступим.  

Примечание: Я читал новеллу до 326 главы (для сравнения сейчас нарисована только примерно 90 глава), а потому о художественных качествах произведения буду говорить с учетом этого, т.к. адаптация имеет минимальные расхождения с оригиналом (в основном в виде дополнений сюжета). Возможны некритичные спойлеры.

1. Сила и способности ГГ

Эта проблема встречается практически во всех произведениях жанра. Авторы настолько щедро одаривают свою аватару читами и ништяками, что в какой-то момент герой становится настолько мощным, что к происходящему банально теряешь интерес. Здесь на первый взгляд все то же самое: Артур у нас и квадроэлименталист, и топовую звериную волю получил, и мастер-мечник, и знания из прошлой жизни имеет. Ну просто всем читерам читер. Однако есть нюанс. Если обычно герой сталкивается с трудностями в начале и становится имбой потом, то тут все наоборот. Первые глав 100 практически все битвы делятся на три типа: а) ГГ пафосно разносит противника; б) ГГ может пафосно разнести противника, но по каким-то причинам сдерживается; в) ГГ может огрести, но персонаж дружественный. А вот дальше атмосфера довольно резко меняется на куда более мрачную и даже упадническую. Если изначально испытания героя в основном были продиктованы внутренними мотивами или связаны с социальным взаимодействием, то дальше начинается экшн, и теперь практически все противники Артура либо легко его побеждают, либо боя не происходит вовсе из-за огромной разницы в силе. 

Причем битв тут много, и за их описание/изображение и эмоциональное наполнение однозначно плюс, но к сожалению, реально интересные сражения на грани, где герой бы победил или проиграл в относительно равной борьбе, можно пересчитать по пальцам, а там где они есть, автор становится настоящим садистом по отношению к своему персонажу, заставляя того получать тяжелые раны и приносить жертвы. И с одной стороны, это хорошо, когда свои достижения и свою силу ГГ добывает через испытания, потом и кровью, благодаря где-то отваге и самопожертвованию, а где-то любопытству и проницательности. Но с другой, со временем издевательство над героем утомляет и уже главе к 200 хочется, чтобы Артур уже наконец победил хоть кого-то сильного без серьезных последствий. Стоит отметить, что автор то и дело вставляет филлерные главы, где наш протагонист продолжает пафосно уделывать слабаков, но смотрится это довольно нелепо и только растягивает повествование. 

Еще одной проблемой становится трудноуловимый прогресс персонажа. Вот Артур доминирует над околотоповым мечником, и все восхищаются его силой, а спустя пару глав решает тренировать владение мечом, чтобы потом все просто продолжали восхищаться его навыками. Вот главный герой отправляется на тренировку с местными божествами, где его учат магии и боевым искусствам, но кроме чисто технического лвл-апа ничего не получает. Вот он решает посреди войны прокачать контроль над маной, но никаких новых техник, влияющих на исход боев в будущем, не появляется. По сути, нам просто говорят, что герой несовершенен, но на практике это никак не показывают. Если условный Наруто на тренировках обретал новые способности, которые помогали в бою, то тут прогресс чисто номинальный и выражается в основном в повышении количества маны, что делает все эти тренировки опять же скорее филлерными главами. Впрочем, потом автор исправится, Артур начнет прокачиваться по-другому после определенных событий, и вот за этим процессом уже будет интересно наблюдать.

2. Сеттинг

Тут все по классике: стандартный набор толкиеновских рас, включая местных майар в местном Валиноре, стандартная магия с аристотелевскими элементами, стандартная внешняя угроза (а ля последняя арка Хвоста Феи), стандартные подземелья со стандартным бестиарием и т.д. Искать каких-то неожиданных решений, интересно обыгранных клише или хотя бы глубокого раскрытия социально-политического устройства мира или физиологических особенностей разных рас тут не стоит. С другой стороны, однозначно похвалить автора стоит за то, что мир не прогибается и не вертится вокруг героя. Да, к нему проявляют интерес сильные мира сего, да, он влияет на события, а не просто плывет по течению, но главное, что при этом мир работает и без него, а ключевые события произошли бы в любом случае, хоть и с поправками. Тут даже сам факт перерождения органично вписан в мироустройство, а события прошлой жизни не просто не ограничиваются тем, что герой был хикканом-задротом, но еще и влияют на сюжет!!! Что тут скажешь? Лайк.

3. Персонажи

Как уже было сказано в начале, требовать от таких произведений психологизм уровня Достоевского или хотя бы уровня Игры Престолов занятие бесполезное, но зачастую персонажи описываются такими грубыми мазками и оказываются настолько унылыми или картонными, что хоть стой, хоть падай. На этом фоне Начало после конца смотрится весьма неплохо. В новелле автор решил стырить фишку у пресловутого Мартина и вести повествование от первого лица, при этом добавив главы от лица второстепенных и даже эпизодических персонажей, включая некоторых антагонистов, что положительно сказывается на атмосфере. Увы, раскрытие персонажей редко уходит дальше "у меня тоже есть брат/сестра/отец/мать, сопереживайте мне" или "у меня тоже есть свои мечты и амбиции я тоже человек, поймите меня", т.е. банальных призывов к пацифизму и гуманизму. Впрочем, с основными персонажами дела обстоят получше. Автору неплохо удалось передать юношеский максимализм Тессии, комплекс младшей сестры Элли, сурово-беззаботный характер Вириона и т.д., а родители Артура внезапно оказались пусть простоватыми, но личностями со своим желаниями и сомнениями. Ну а Каэра просто очаровательна:)

Сам же главный герой также весьма неплох. Упертый, целеустремленный, гордый, с яйцами, местами хитрый и циничный, местами импульсивный, но все же человек положительный. Есть ощущение, что он действительно был важной фигурой в прошлой жизни и имеет немало тяжелых воспоминаний (о которых в последствии расскажут). За персонажа хочется болеть, а наличие ряда изъянов (включая абсолютно непонятную мне столь сильную привязанность к Тессии) делает его живым. Пожалуй, единственная и главная проблема в том, что у персонажа нет четкой и понятной мотивации. Да, в любой момент времени у него есть какой-нибудь квест, который нужно выполнить, но общей цели нет, герой просто решает насущные проблемы. Причем иногда это выглядит, как раздвоение личности: Артур вроде как хочет жить себе спокойно и счастливо, но при этом постоянно пытается стать сильнее. И если после начала войны это логично, то изначально - нет.

И это можно было бы здорово обыграть, дескать, у героя что-то вроде посттравматического синдрома, и он подсознательно ищет битв и страданий, и вообще "у самурая нет цели, только путь", но никаких особых рефлексий по этому поводу автор добавлять не стал. Но, возможно, это пока. Хотя уже сейчас чувствуется идеологическая пустота. У героя по сути нет злодея, нет морального врага (емае, тут даже местный Саурон задается вопросом, почему Артур так рьяно сражается), потому что у него нет строгих убеждений. Сплошная серая мораль и человек, живущий сегодняшним днем. И вроде бы не беда, вон у Сапковского Геральт тоже не имел непосредственного врага и долгое время глобальной цели, но там-то как раз были рассуждения и те самые рефлексии на тему. Здесь же потенциал не реализован, а жаль. И вот тут мы переходим к главному вопросу:

4. Работает ли история?

Да, работает. Несмотря на очевидную вторичность большинства составляющих, во многом довольно слабую проработку, ряд несостыковок и местами затянутость новеллы за происходящим все еще интересно наблюдать. В первую очередь потому, что автор подает информацию весьма дозировано и в основном изолированно. Иными словами, мы видим мир только глазами ГГ и связанных с ним персонажей, а все остальное покрыто этаким "туманом войны", в котором строят заговоры, планируют войны и т.д., но мы об этом не знаем, т.е. к разного рода событиям не подводят плавно, делая клишированные намеки, по которым опытный читатель легко все предскажет, а шарашат прямо в лоб, чем создают ту самую атмосферу приключений и исследования нового мира (довольно брутальную при этом). Казалось бы простой прием, но результат дорогого стоит. 

Так что в итоге? Возвращаясь к кулинарной теме, я бы сравнил Начало после конца с большой пачкой чипсов. Не особо полезно и за полноценный прием пищи не сойдет, но вкусно и иногда прям хочется. Это приятное и легкое чтиво, которое не прыгает выше жанровой головы, но и не падает в опять же жанровую грязь лицом, и за которым можно с удовольствием убить свободное время. В адаптации же еще и подвезли отличную рисовку. В общем, крепкая работа. Всем любителям подобного могу порекомендовать. 

8 из 10
Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Ascherit
Аватар Ascherit
Все отзывы Ascherit 4
Все отзывы на Начало после конца
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 18.06.21

Меню