"Соланин" хорош тем, что не даёт ответов. Такой должна быть настоящая литература: мучить, спрашивать, натягивать, резать и никогда не решать. Эта манга про жизнь, про серость, про потери, про болезненное, до паники близкое взросление, про старых, как мир, мечтателей, ночами и днями про себя думающих о заведомо невозможном, про крушение, про незавершенность, про преследующую мир конечность. А ещё эта манга немного про надежду, маленькую, совершенно несбыточную, но живущую, дышащую, отравляющую, но совершенно неискоренимую. После прочтения "Соланина" не становится хорошо, нет, ни в коем случае; напротив, ты лежишь потом и думаешь, что каждый из нас и в десять, и в двадцать, и в пятьдесят искренне верит в свою исключительность, молча, под сердцем хранит какую-нибудь глупую мечту. Каждый верит, что обязательно спасет мир, завтра, а если не завтра, то через месяц, а может, через год, но когда-нибудь совершенно точно. И каждый умирает. Каждый вертится на скучной работе, мается между свободой и несвободой, не может решить, мучается, не зная ответа, наступает на одни и те же грабли, сравнивает себя с другими. И теряет, теряет, теряет... И тем не менее после прочтения "Соланина" становится немножко спокойнее, самую малость, потому что жизнь — вот она, и вернуться в прошлое ты уже не сможешь, но все-таки в этой жизни есть что-то невидимое, неосязаемое, что-то прекрасное. Жить, чтобы жить, жить, потому что больше делать ничего не выходит. Мы не Курты Кобейны, мы не Махатмы Ганди, мы не Джеймсы Куки. И мы так же, как и герои манги, будем приходить в свои 40 и 50 в студии звукозаписи, цепляясь за свои мечты, упорно ища причины жить и двигаться, останавливаясь и продолжая путь. "Соланин" никого ничему не учит, да Асано Инио и не пытался. Удивительно, как ему удалось пронести сквозь столько пессимизма и боли желание дышать. Лучшие книги не внушают нам уроков, лучшие книги заставляют нас чувствовать и сопереживать. Я рада, что прошла этот путь.
Ответить
Читать обсуждение дальше...